Обучение риторике в античности

Как учиться речевому мастерству? Да и можно ли научиться говорить убедительно, выразительно, результативно? Есть ли методы обучения риторике? Какие советы можно дать человеку, приступающему к изучению риторики и работе над совершенствованием своей речи? История риторики накопила богатый опыт ответов на эти вопросы. Раздел риторики, относящийся к обучению речевому мастерству, называется риторической педагогикой. Классическая риторическая педагогика имеет неустаревающие приемы, которые переходят в современный опыт общения, и этой культурной базой необходимо воспользоваться, чтобы не изобретать велосипед.

Педагоги Древней Греции и Древнего Рима ясно понимали, что всякое воспитание начинается с речи. Поскольку обучение начинается с подражания языку тех людей, с которыми ребенок общается, то прежде всего рекомендовали искать хороших воспитателей. Понятно, что ребенок перенимает достоинства и недостатки тех людей, с которыми он говорит.

Воспитание оратора (говорящего человека) шло параллельно с воспитанием нравственности. Основатель европейской педагогики, учитель риторики Марк Фабий Квинтилиан писал в I веке н.э.:

«Современным оратором никто, по моему мнению, быть не может, не будучи добрым человеком: и потому не одной превосходной способности к красноречию, но всех душевных доблестей требую. Никак не могу согласиться с теми, кои полагают, что научать, как честно и справедливо жить, исключительно принадлежит философам: ибо того истинного гражданина, способного управлять общественными и частными делами, умеющего советами своими поддержать спокойствие между сожительствующими, ограждать их законами, назидать суждениями, можно ли не почесть оратором?».

Обучение риторике считалось невозможным без воспитания тела и обучения философии. Телесное воспитание важно, потому что вместе с совершенствованием тела совершенствуется речь: если человек неуклюж, скован, плохо двигается, так же скована будет его речь и неповоротлив язык. Философия как общее учение о мире была образовательным фундаментом для риторики, ритор был обязан стать знающим и образованным человеком. Таким образом, риторика предполагала физическое и духовное совершенствование человека.

Обучение риторике предполагало индивидуальные занятия с учителем риторики в составлении и произнесении речей. Учитель должен был корректировать речь, учить писать и произносить, воспитывать ораторские манеры говорящего. Обучали монологическим речам, основные виды которых (речь совещательная, судебная, показательная) характеризовали речевую практику античного общества. В то же время в риторических школах античности велись и диалоги с учениками по образцам тех диалогов, которые вел со своими учениками Сократ.

Современная речь развитого информационного общества значительно богаче и разнообразнее, но нам остались образцы лучших речей античности, как и примеры их споров и диалогов. Ориентация на образцы речи всегда была культурным основанием в риторическом обучении. Считалось необходимым разбирать и анализировать образцовые речи, читать вслух для отработки произношения. Эти классические формы чтения и разбора чужих текстов остались в наших школах.

Философия как идеологическая платформа политика, судьи или любого другого профессионала-речевика соединяется с требованием владения убедительной речью. Истинный гражданин — управляющий, советующий, назидающий — не может не быть оратором. Подлинный оратор должен быть прежде всего человеком знающим:

«да будет оратор таков, чтоб его по справедливости можно было назвать и мудрецом; не только совершенен в нравах, но совершенен и во всех знаниях, во всех качествах, потребных для красноречия».

Оценивая важность занятий риторикой для государственного человека, М.В. Ломоносов замечал:

«Даже римские консулы не гнушались заниматься с учителями риторики».

Ученик должен был составить речь, выучить наизусть, а затем продекламировать в классе перед учителем. Учитель корректировал речь, показывал образцы чтения и произнесения. Наизусть выучивались целые страницы, память тренировалась, а мозг упражнялся.

Произнесение речей было способом решения государственных вопросов на форуме или в сенате, спорные речи произносились в судах, а торжественные на всеобщих праздниках, поэтому занятия риторикой становились подготовкой к государственной карьере. Организация публичной речи (на площади, в сенате, в суде) определялась обычаями и законами античного полиса и являлась основой его благоустройства.

Источник: 
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание, стереотип. — М. : ФЛИНТА , 2016. — 296 с.
Материалы по теме
Античная риторика
Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. - Риторика (Учебники, учебные пособия)- 2004
Обучение риторике в Древней Руси
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Факторы развития мотивации учебной деятельности
Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А., Психология мотивации студентов
Стресс и обучение в группе
Фопель Клаус, Психологические принципы обучения взрослых
Топос целое — части в риторике. Примеры
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Повышение квалификации кадров
Егоршин А. П., Управление персоналом: Учебник для вузов. - 4-е изд., испр. -Н. Новгород:...
Сущность и структура обучения
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Философия Сократа, Платона, Аристотеля, ее значение для античной культуры и современности
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Оставить комментарий