Обучение в высшем учебном заведении включает не только учебную и познавательную деятельность, которую студенты выполняют в часы, когда нет аудиторных занятий, но и ту самостоятельную работу, которую они осуществляют во время лекций, семинаров, практических занятий. Например, чтобы усвоить учебный материал, услышанный в ходе лекции или семинарского занятия, надо проделать определенную умственную работу: понять, обобщить полученную информацию, записать ее в тетрадь своими словами, сделать схемы, переписать формулы, расчеты, таблицы и т.п. При подготовке к семинарским и практическим занятиям самостоятельно изучить и законспектировать рекомендованную учебную литературу, выполнить различные задания.
Обучение представляет собой упорядоченную динамическую систему приемов чтения, прослушивания, наблюдения, осмысления, обобщения, систематизации, конспектирования, запоминания и воспроизведения учебного материала. В процессе обучения используются различные средства, среди которых традиционно выделяются следующие:
- объекты окружающей среды, взятые в натуральном или специально препарированном для целей обучения виде;
- действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений и т.д.;
- макеты и муляжи (технических установок и сооружений и пр.);
- приборы и приспособления для учебных экспериментов;
- графические средства (картины, рисунки, схемы, карты и т.п.);
- технические средства (компьютеры, локальные компьютерные сети, учебные кинофильмы, видео- и аудиозаписи и т.д.);
- учебники, учебные и методические пособия.
Современные тенденции развития познавательной деятельности студентов увеличивают роль информационных технологий. Использование данных сети Интернет — неотъемлемая часть процесса обучения.
К формам организации учебной деятельности в высшем учебном заведении можно отнести лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы, практикумы и др.
Реализация компетентностной модели обучения бакалавров предполагает широкое применение в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой.