Расстройства, характеризующиеся расстройствами социальной адаптации и общения в сочетании со стереотипными интересами и действиями.
Расстройства развития возникают в младенческом возрасте, реже в первые 5 лет жизни; сочетаются с нарушениями когнитивной сферы независимо от наличия или отсутствия умственной отсталости.
F84.0 Детский аутизм (синдром Каннера)
Расстройство, при котором всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия, выступающие в форме неадекватной оценки эмоциональных ситуаций, что проявляется отсутствием эмоционального отклика; кроме того, отмечается отсутствие реакций на эмоции других людей и/или отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией, невозможность социального использования имеющихся речевых навыков. Характеризуется стереотипным поведением, интересами и активностью, что проявляется тенденцией устанавливать жесткий, раз и навсегда заведенный порядок во многих сторонах повседневной жизни. Как правило, дети стремятся к стереотипному поведению и общению с окружающими.
Аномалии развития отмечаются в первые 3 года жизни, но синдром может диагностироваться во всех возрастных группах.
Отмечаются нарушения сна и приема пищи, вспышки гнева и агрессивность, самоповреждения, а также дефицит спонтанности, инициативности и творчества как при выполнении заданий и инструкций, так и в организации досуга. Характерные для аутизма специфические проявления дефекта меняются по мере роста ребенка, но на протяжении зрелого возраста дефект сохраняется, проявляясь во многом схожими расстройствами.
У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Относительно причин этого расстройства накопилось много данных — как клинических наблюдений, так и специальных исследований с помощью различных методов. Однако общепризнанная концепция его происхождения пока не выработана. Отмечается роль психогенных факторов, взаимоотношений матери и ребенка, сенсорной депривации, а также биологических факторов в широком смысле их значения (генетических, различных органических вредностей, пренатальных, пери- и постнатальных, приводящих к нарушению развития, дисфункции головного мозга ребенка).
F 84.1 Атипичный аутизм
Клинические проявления аналогичны вышеописанным, но отмечается отсутствие одиного или более ведущих признаков.
F84.2 Синдром Ретта
Отмечается почти исключительно у девочек. Раннее развитие детей внешне нормально или почти нормально; начало расстройства приходится на возраст от 7 до 24 мес.; наблюдается парциальная или полная потеря мануальных навыков и речи; потеря спонтанных движений рук; стереотипное «заламывание», «мытье» рук, смачивание их слюной; неполное пережевывание пищи; одышка.
Заболевание возникает при нормальной беременности и родах у матери, до 1,5 лет у ребенка раннее развитие в норме. В последующем происходит регресс, нарастает психическая деградация вплоть до слабоумия, возникают соматические и неврологические расстройства.
F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста
Отмечаются признаки расстройств вышеперечисленных рубрик без четкого определения формы нарушений.
F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями
Характеризуется смешанной симптоматикой без существенного доминирования какого-либо компонента. Расстройство интеллектуальных функций сочетается с частыми однообразными действиями.
F84.5 Синдром Аспергера
Расстройство характеризуется симптоматикой, аналогичной синдрому детского аутизма, и представляет собой мягкий вариант аутизма. Отмечается двигательная дисфункция, но речь и интеллект сохранены, больные отчуждены от окружающего мира. Мотивацией поведения, основой интересов служат внутренние побуждения. Встречается чаще у мальчиков.
F84.8 Другие общие расстройства развития
Отмечаются признаки состояний вышеперечисленных рубрик, в то же время состояние не может быть определено в конкретной форме представленных нарушений.
F84.9 Общее расстройство развития неуточненное
Отмечаются признаки расстройств вышеперечисленных рубрик без четкого определения генеза.
Лечение этих больных (F84.0-F84.9) должно быть направлено на повышение их адаптационных возможностей и ресоциализацию, предупреждение или минимизацию психических расстройств при прогредиентном течении болезни.
Требуется индивидуальная оценка состояния больного и индивидуальная тактика лечения, для этих целей могут применяться психотропные и ноотропные средства, физиотерапия, лечебная физкультура, психотерапия, в том числе семейная, психолого-педагогическая коррекция.