Общество и его структура. Основные подсистемы общества

Человек без влияния социума, как мы выяснили ранее, полноценным человеком не станет. Его предрасположенности, которые есть в природе, характерные для человека (речь, сознание, прямохождение), останутся неразвитыми. Человек станет человеком только в сообществе себе подобных. Человек не может без общества.

Вопрос о том, что такое общество, является одновременно и простым, и сложным. Студенты, отвечая на данный вопрос, часто говорят о том, что общество – это совокупность всех людей. Однако рождает ли простая совокупность всех людей общество?

Отвечая на этот вопрос, необходимо заметить, что общество в первую очередь характеризуется не наличием какого-либо большого или малого числа людей, а прежде всего тем, что делает общество обществом – совместной деятельностью людей, а также отношениями, которые в процессе этой деятельности возникают. Поэтому общество и общественные отношения – это прежде всего сфера совместной деятельности людей. Можно предложить следующее определение общества. Общество – саморазвивающаяся структурированная система, целостность которой определяется производственно-трудовыми и духовными отношениями людей. Проще говоря, общество – это система отношений между людьми.

Отношения в обществе являются достаточно сложными. Важным определяющим фактором, который формирует отношения между людьми, является труд, трудовая деятельность. Однако трудовые отношения – это не единственные отношения, по поводу чего между людьми возникает взаимоотношение, взаимодействие.

В философии принято считать, что в общественных отношениях существуют четыре сферы, или как еще говорят, четыре подсистемы общества:

  1.  Экономическая.
  2.  Политическая.
  3.  Социальная.
  4.  Духовная.

В первую очередь мы охарактеризуем экономическую сферу.

Экономическая сфера  – это взаимоотношения между людьми и деятельность людей, возникающие в процессе производства и распределения материальных ценностей.

Человек очень четко отличается от животного именно способностью к трудовой деятельности. Животные могут только собирать, потреблять готовое, существующее уже в природе, а человек, в отличие от животного, может производить, то есть создавать что-то новое.

Экономическая сфера, экономические отношения – это очень сложные отношения. Классически выделяют:

  1.  производственные силы;
  2.  производственные отношения.

С точки зрения К. Маркса, между ними всегда есть противоречие: производственные отношения всегда отстают от развития производственных сил.

Говоря об институтах экономической сферы, необходимо сказать, что сюда относится:

  1. деятельность всех предприятий, фабрик, заводов;
  2. все органы управления и регулирования экономической деятельности.

Вторая сфера, которую мы с вами выделяем – это сфера политическая.

Политическая сфера  – пространство политической деятельности. Соответственно, это прежде всего отношения и деятельность людей по поводу власти.

Институтами в данной сфере являются:

  1.  политические организации, партии, общественные движения;
  2.  государственные органы;
  3.  сами люди.

С развитием человечества постепенно увеличивается возможность людей участвовать в этой сфере общественных отношений. Если говорить о развитии взаимоотношений общества и государства, то одними из первых прав и свобод людей, конечно же после естественных прав, стали закрепляться именно политические права и свободы.
К политическим правам и свободам относятся:

  1.  свобода слова;
  2.  свобода выборов;
  3.  свобода создания различного рода организаций;
  4.  свобода проведения митингов, демонстраций, пикетов.

В современные дни государство не может претендовать на статус передового и цивилизованного, если в нем гражданам не представляется широкий спектр политических прав и свобод.

Человечество прошло сложный и длинный путь эволюции политической сферы. Долгое время естественным было бесправие человека перед властью. Впервые политические права и свободы стали закрепляться в период буржуазных революций. Однако закрепленными правами в то время могла пользоваться только часть общества. Вполне нормальным было ограничение политических прав по достаточно широкому кругу признаков. Право избирать и быть избранным получала только небольшая часть общества. Существовали различного рода цензы: имущественный; ценз оседлости; достаточно высокий вначале устанавливается возрастной ценз; половой ценз. Также ограничения были и по роду занятий (например, не получали права избирать и быть избранными военнослужащие, служащие полиции, прислуга). В Японии, когда в 1889 г. в этой стране была впервые принята конституция, право избирать и быть избранным получил только 1% населения.

Только в начале XX в. постепенно страна за страной начинает вводить у себя всеобщее избирательное право. То есть ко всеобщему избирательному праву мир приходит достаточно поздно.

Первой страной, которая установила у себя всеобщее избирательное право, была Советская Россия. В 1918 г. право избирать и быть избранными получили все граждане РФ, достигшие 18 лет, независимо от пола (хотя и имелись семь категорий людей, так называемых лишенцев, которые не получили избирательного права: священнослужители, бывшие полицейские, владельцы предприятий, использовавших наемный труд). Однако Великобритания, которая может считаться родоначальником парламентских традиций, установила 18-летний возраст для избирателей только в 1969 г.

Следующая сфера – социальная. Социальная сфера  – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Под социальной сферой понимают прежде всего отношения людей по поводу наиболее важных, неотъемлемых для каждого социальных благ , т. е., проще говоря, таких благ, без реализации которых не может быть признана нормальной жизнь ни одного человека. К таким благам относятся:

  1.  обеспечение жильем
  2.  возможность получить образование;
  3. медицинское обслуживание;
  4. пенсионное обеспечение.

Речь идет о создании благоприятных условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Институтами, которые действуют в этой сфере, являются различные учреждения и организации социального профиля (образовательные учреждения, лечебные учреждения); органы власти, которые занимаются организацией деятельности этой сферы; благотворительные организации.

Социальная сфера является значимой частью общественных отношений. В цивилизованном обществе каждый, независимо от своего статуса, уровня образования, возраста, должен иметь доступ к этим важным неотъемлемым благам. В то же время должна быть обеспечена защита интересов малоимущих (то есть менее защищенных, например женщин, детей), которые имеют меньше возможностей реализовать предоставленные им социальные права.

Понятно, что если у человека много денег, то у него гораздо больше возможностей получить более качественную медицинскую помощь или образование, поэтому в современном обществе социальная сфера должна находиться под пристальным вниманием государства.

Необходимо сказать, что современные конституции многих государств гарантируют защиту социальных прав. Современное государство обязательно должно быть государством демократическим и социальным, то есть обязано заботиться о простом народе. Однако понимание этого в человеческом сообществе пришло очень поздно, по крайне мере гораздо позже, чем понимание, что каждый имеет право на жизнь, право на неприкосновенность и что каждый имеет политические права. Наша страна и в этом вопросе оказалась первой. Именно советская Конституция 1977 г. была первым в мире документом, который закрепил право гражданина на получение качественной медицинской помощи.

Западные страны, которые считают себя оплотом демократии, были менее последовательны. Если политические права действительно реализовывались в капиталистических государствах достаточно уверенно, то забота о человеке, забота о социальной сфере укреплялись достаточно медленно. Долгое время в капиталистических государствах исходили из того, что каждый должен заботиться о себе сам, т. к. решение социальных и экономических вопросов не является делом государства.

Перелом наступил с так называемого Нового курса Ф. Рузвельта. В конце 20-х гг. ХХ в. мир поразил глобальный экономический кризис, который настолько больно ударил по целому ряду стран, что вошел в историю как Великая депрессия. В частности, болезненно кризис проявил себя и в США. Разорялись фермеры, закрывались банки. Люди оказывались на улицах, так как у них не было денег платить кредиты за жилье. На все это государственная власть взирала спокойно, полагая, что к решению данных вопросов она никакого отношения не имеет, так как это экономический вопрос и граждане обязаны решать его сами. В этот момент США оказались наиболее близки к революции или к установлению фашистской диктатуры.

От этих двух крайностей Америку спас новый президент страны Франклин Рузвельт, который начал политику, вошедшую в историю как Новый курс. Именно с Нового курса становится нормой, что государство выплачивает пособие по безработице, помогает найти работу безработным, устанавливает гарантии по вкладам в банках, выдает небольшие кредиты под небольшие проценты, ведет антимонопольную политику.

Таким образом, Рузвельт кардинально поменял взаимоотношения государства и человека. Для многих государств постепенно становится естественным обеспечение социальных потребностей общества. После Второй мировой войны, когда многие государства были вынуждены пересматривать свои конституции, в них стали прописывать, что государство является демократическим и социальным. Обязательной чертой послевоенных конституций становится закрепление обязанности государства обеспечивать граждан медицинским обслуживанием и заботой об образовании.

Последняя сфера – духовная . Необходимо сказать, что духовная сфера является обязательным атрибутом любого общества. Однако в современном обществе понятие «духовность» воспринимается очень узко, как религиозность, имеющая отношение к церкви. На самом деле, духовность – это гораздо более многоплановое явление. Под духовностью стоит понимать систему наиболее передовых для данного исторического периода принципов и ценностных установок, которые являются определяющими для функционирования всех общественных систем и продвижения общества по пути прогресса . Базовыми элементами духовности является целая совокупность продуктов человеческого сознания, а именно:

  1. знания, в том числе и научные;
  2. мораль;
  3. искусство во всех формах его проявления;
  4. право, правовые нормы;
  5. традиции, обычаи;
  6. религия и атеизм (для современного общества обычно характерно и то, и другое, на индивидуальном уровне присутствует что-то одно).

Соответственно, проявлением духовности являются не только религиозные или атеистические взгляды человека, но и его гражданские, патриотические чувства, творчество в сфере искусства, науки.

Если говорить об институтах духовной сферы, это:

  1. учреждения культуры (музеи, театры, библиотеки);
  2. учреждения образования;
  3. творческие объединения;
  4. церковные организации.

Проблемой любого общества является сохранение, развитие своего духовного наследия, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям. Именно духовность формирует лицо общества, обуславливает связь поколений. Кризис в духовной сфере не менее опасен, чем кризис экономический. О нем сейчас говорят много. Нередко сужают понятие духовности до религиозности, что влечет и «универсальный» рецепт решения проблемы: всех направить в церковь.

Действительно, утверждать, что у нас все благополучно с духовной сферой, нельзя. В настоящее время остро стоит проблема падения интереса к знаниям. Многие представители подрастающего поколения не знают общеизвестных фактов из родной истории, литературы. Так, М. И. Кутузов оказывается полководцем времен Второй мировой войны. Ослабевают представления и о моральных нормах. Жестокость проникает во все слои общества, жестокая драка может иметь место не только в криминальной среде, но и даже среди школьников. Современное искусство порой рассчитано на самые невзыскательные вкусы. Проблемы в современном духовном развитии общества очень глубокие и очень сложные и взаимосвязанные. Для их решения необходимо приложить огромные усилия. Современное общество должно отвечать и еще одному важному критерию: не просто содействовать развитию различных видов духовной жизни, но и делать продукты духовной жизни доступными для каждого. В Советском Союзе духовные ценности были действительно доступны для всех слоев населения. Советская власть решила проблему ликвидации неграмотности. Библиотеки и кино пришли даже в отдаленные села. Поход в кино, театр и музей был вполне доступен в финансовом плане даже для не очень обеспеченной семьи (билет в кино стоил 20 копеек, примерно столько же билет в музей). При всем этом нельзя игнорировать проблему дефицита книг, наличие цензуры, ограниченные возможности знакомиться с произведениями западного искусства в Советском Союзе. Сейчас проблема доступности духовных ценностей достаточно актуальна. Не только сельские, но даже городские библиотеки слабо снабжаются литературными новинками; стоимость билета в кино и особенно в театр может быть очень ощутима для семейного бюджета. Очевидно, что в современные дни развитым в духовном плане может быть признан человек, приобщенный к различным видам духовных ценностей: разносторонне образованный, разбирающийся в искусстве, являющийся высокоморальным человеком, занимающим активную гражданскую позицию. Свою роль в развитии духовности общества должны понимать учителя, особенно те, кто преподает историю и литературу. К сожалению, студенты соответствующих факультетов и вузов плохо понимают свою миссию. Они знают, какие знания они должны дать, какие методы можно использовать в преподавательской работе, но плохо понимают, какие качества как гражданина в учениках они должны сформировать. Учитель истории и литературы отвечает не только за знание предмета, но и за мировоззренческие установки учеников, за формирование гражданских и патриотических чувств.

Ключевые слова: Общество
Источник: Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Материалы по теме
Смысл термина «общество»
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Понятие социального конфликта. Общественное согласие
Соколов С.В., Социальная конфликтология
Религия как часть духовного мира общества, ее функции
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Структура гражданского общества
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Теория структурации (Э. Гидденс)
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Общение и общность
Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999
Техноцентристские теории виртуализации
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Массовое общество и массовое сознание
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий