Общая характеристика рационализации

А. Проблема. - В психологии понятие «рационализация» впервые использовал психоаналитик и биограф З. Фрейда Эрнст Джонс в 1908 году. В последующие годы это понятие закрепилось в психологии и стало постоянно использоваться не только психоаналитиками, но и многими представителями других направлений и школ психологии. Однако мы, вместе с сохранением ставшего классическим термина «рационализация», в соответствующих контекстах будем использовать также эквивалентные термины «защитная аргументация» или «маскирующая аргументация».

Отметим также, что проблема рационализации очень широка, она охватывает не только многочисленные конкретные проявления и формы этого явления, но и ее многообразные связи с остальными защитными механизмами, другими психическими механизмами и явлениями. Охват всего этого многообразия - дело многотрудное и осуществим только при условии длительного и последовательного исследования. В настоящей работе мы постараемся охватить как можно более широкий круг вопросов психологии рационализации. Мы рассмотрим сущность этого механизма, ее основные разновидности, ее связи с другими адаптивными механизмами. В ходе исследования нами предлагается целый ряд новых идей. Отметим, что в психологической литературе проблема рационализации рассматривается не совсем «структурированно» и последовательно, нет пока четкого видения видов и способов этого явления, нет его подлинного структурно - функционального и логического анализа. В настоящей работу мы постараемся четко выделить названные аспекты рассмотрения, что, как мы надеемся, облегчит дальнейшее систематическое исследование рационализации, которая, безусловно, является одним из самых интересных и универсальных адаптивных механизмов человека.

Б. Определение рационализации и ее функций. - 1) Рационализация, как защитный процесс, состоит в том, что человек изобретает вербализованные и по своему виду логичные суждения и умозаключения с целью ложного объяснения и оправдания своих фрустраций и тех предметов, явлений, поведения тех людей, которые имеют отношение к его фрустрации. Последняя же выражается в виде неудач и провалов в деятельности, беспомощности, привации и депривации (лишения каких-то ценностей). В психологии делать рациональным что-либо, в том числе поведение и переживание, означает придать ему разумность, по крайней мере видимость разумности, рациональности и понятности (в отличие от иррациональности и неразумности, непонятности, странности и бессмысленности (абсурдности). Рационализировать что-либо по существу означает приписать ему смысл, разумно объяснить, истолковать данное явление. Выбор аргументов для осуществления рационализации - это, по-видимому, в значительной степени подсознательный процесс. В еще большей степени подсознательна мотивация процесса рационализации. Реальные мотивы процесса самооправдания или защитной аргументации остаются неосознанными, а вместо них фрустрированный индивид, выбравший для своей психической самозащиты данный механизм, изобретает мотивировки, приемлемые аргументы, предназначенные для оправдания своих действий, психических состояний, своих фрустраций. От сознательного обмана защитная аргументация отличается непроизвольностью своей мотивации и убеждением субъекта в том, что он говорит правду.

Уже из сказанного видно, что рационализация, как когнитивно-защитный процесс. для своего протекания нуждается в атрибуциях и, как буде показано позже, в целом ряде других механизмах психической активности.

В качестве самооправдывающих аргументов используются различные «идеалы» и «принципы», высокие - общественно ценные мотивы и цели. Рационализации являются средствами сохранения самоуважения личности в такой ситуации, в которой этот важный компонент ее Я-концепции оказывается под угрозой снижения.

После того, как в 1908 году Э. Джонс выдвинул свое понимание рационализации, были сделаны попытки раскрытия содержания этого понятия и распространения на широкий спектр событий мировой истории. Такую попытку предпринял, например, американский историк Дж. Робинсон, который определил рационализацию как самооправдание, возникающее тогда, когда мы чувствуем себя или свою группу обвиненными в непонимании или в ошибке. Этот автор, таким образом, был близок к пониманию того, что рационализация может быть не только индивидуальной, но и групповой, и исследование групповых рационализаций важно для понимания культуры групп, в том числе различных форм этнического «сознания».

Уже приведенное определение показывает, что процесс рационализации начинается после того, как с человеком случилось что-то неприемлемое для его моральных принципов, несовместимое с уровнем его самоуважения, т. е. после того, как он фрустрирован. Хотя человек может начать процесс самооправдания и до наступления фрустрации, т. е. в виде предвосхищающей психической защиты, однако более типичными являются случаи рационализации после наступления фрустрирующих событий, воздействия фрустраторов. Таковыми могут быть также поступки самого человека. Действительно, сознание нередко не контролирует поведение, а следует за поведенческими актами, имеющими подсознательную и, следовательно, сознательно не регулируемую мотивацию. Однако после осознания собственных поступков у личности могут развертываться процессы рационализации, имеющие целью осмыслить эти события и дать им такое толкование и объяснение, которые согласуются с представлением человека о себе, о своих принципах и о своем «Я» - реальном и идеальном.

2) В определении рационализации уже содержится понимание ее функций и целей. Но специально надо добавить следующее: сообщая смысл собственным действиям и другим явлениям, рационализатор тем самым пытается сообщить смысл собственному существованию и своей активности, своим поступкам. Тем самым можно утверждать, что рационализации входят в число тех психологических средств, с помощью которых человек удовлетворяет свою потребность в смысле жизни. Можно также утверждать, что рационализация является средством создания в психике личности защитного мотива. Можно предложить еще более общий тезис: рационализация является одним из механизмов создания осознанных мотивов (мотивировок) поведения. Рационализации могут участвовать также в процессе целеобразования и целеполагания.

Рационализирующий человек сознательно или подсознательно стремится создать себе представление, будто не фрустрирован. В случаях типа «зеленого винограда», о котором речь пойдет ниже, это стремление выражается в том, что, не сумев достать зрелые плоды, хитрая лиса заявляет, будто и не хотел винограда, так что не считает себя лишенным. В тех случаях, когда фрустратором является конфликт, с помощью рационализации отрицают существование конфликта (например, внутренний конфликт между двумя стремлениями, направленными к различным целям).

Мы ниже увидим, что одним из способов рационализации является дискредитация цели, к которой безуспешно стремился человек. Целью дискредитации является желание доказать (причем в первую очередь самому себе), что фрустрации вовсе не было и даже хорошо, что цель не была достигнута. (Примеры: после отказа со стороны женщины - ее дискредитация, после провала на вступительных экзаменах в вуз - дискредитация этого вуза и т. п.).

Если человека фрустрируют собственные внутренние мотивы и личностные черты, которые не соответствуют его стандартам и даже конфликтуют с ними, то целью рационализации является желание убедить себя, будто этих мотивов и качеств не существует. В таких случаях рационализация сочетается с вытеснением и проекцией и способствует успешному вытеснению. Для достижения этой цели создается другой, социально более приемлемы мотив (и мотивировка). Например, человек чинит препятствия на пути целенаправленной деятельности другого, поскольку боится его соперничества, но самому этому человеку и другим объясняет свой поступок как стремление правильно воспитывать этого человека. Рационализация позволяет изобретать другой, в морально-психологическом отношении более приемлемый мотив. Скупой богач утверждает, будто благотворительство вредно, поскольку приводит к ослаблению моральных сил того, кто принимает помощь, превращает его в иждивенца. Но мы знаем, что это не всегда так.

В. Рационализация как защитная аргументация. - Процесс аргументации или аргументированный дискурс (как вид связной речи) всегда ведется в защиту определенных тезисов, поэтому в широком смысле слова такие процессы являются защитными (или самозащитными). Если тезис, выдвигаемый личностью (аргументатором) для нее значим, т. е. затрагивает ее мотивы и цели, то процесс аргументации начинает преследовать не только цель защиты и обоснования этого тезиса, но и психологической самозащиты личности аргументатора. Поэтому аргументированный дискурс, отличаясь от описательной, объяснительной и повествовательной речи своей структурой и доказательностью, имеет еще одну особенность: он имеет защитный характер, несет функции психологической самозащиты говорящего.

Конечно, такой дискурс не всегда является психологической защитой в специфическом смысле (т. е. главным образом рационализацией в том смысле, в котором она здесь рассматривается). Однако во всех случаях выяснение наличия в процессах аргументации защитных тенденций и попыток их реализации важно потому, что ее логические, психологические и другие особенности, как мы полагаем, во многом зависят от ее мотивов и целей. Цели и мотивы аргументации всегда личностные, внутренние, и поэтому она - не бесстрастное описание чего-либо, не просто воспроизведение выученного ряда суждений, а зачастую это процесс создания и выдвижения новых аргументов, логика и структура которых служат достижению целей личности. А от целей и мотивов личности следует идти к тем значениям и ценностям, которые имеются в ее долговременной памяти, т. е. в подсознательной сфере ее психики.

Источник: 
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер / А. А. Налчаджян - 2013
Материалы по теме
Инграциация и другие защитные механизмы
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Рационализация и проекция
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Рационализация и интеллектуализация
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Рационализация для себя и для других
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Прямая и косвенная рационализация
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Способы рационализации
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Рационализации на уровне групп, обществ и народов
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Виды рационализации по критерию содержания
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Оставить комментарий