Общая характеристика противоправного поведения

Проблема противоправного поведения является центральной для исследования большинства социальных наук. Под противоправным поведением понимают действия конкретной личности (группы), отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку, и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Основными законодательными актами, регулирующими правовое поведение, являются конституция, уголовный, гражданский кодексы, а также законы, официально принятые на территории отдельного государства и обязательные для исполнения всеми гражданами.

В отношении противоправного поведения используются различные подходы и понятийный аппарат: асоциальное, антиобщественное, антисоциальное, преступное, криминальное, делинквентное. Вокруг последнего термина развернулась особенно горячая научная дискуссия.

Понятие «делинквентный» происходит от латинского delinquens — проступок, провинность. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия — деликтами. Общим признаком делинквентного поведения является то, что оно связано с нарушением правил, законов и запретов, а также последующим наказанием виновного.

Однако в специальной литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях. А. Е. Личко, введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов. Другие авторы, например, В. В. Ковалев, напротив, отождествляют делинквентное поведение с преступным. Получивший широкое распространение термин делинквент за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах Всемирной организации здравоохранения делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивидууму или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность.

В современной психологической литературе понятие делинквентности чаще употребляется в широком значении и ассоциируется с противоправным поведением вообще. Данное поведение может иметь форму «мелких» нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Одновременно оно может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае делинквентность приобретает форму криминального поведения. Преступление — это умышленное действие, которое по уголовному или другому законодательству признается незаконным (преступающим закон), что дает государству право его наказания. Таким образом, по степени тяжести последствий можно выделить несколько подвидов делинквентного поведения:

  1. в форме дисциплинарных нарушений;
  2. в форме мелких правонарушений, не достигающих степени уголовной ответственности (асоциальное поведение);
  3. делинквентное поведение в форме криминальных действий, нарушающих уголовный кодекс (антисоциальное поведение).

Многообразие общественных правил порождает большое количество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный характер. В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные).

В рамках клинических исследований представляет интерес комплексная систематика правонарушений В. В. Ковалева, построенная по нескольким осям: на социально-психологической оси — антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное; на клинико-психопатологической — непатологические и патологические формы; на личностно-динамической — реакции, развитие, состояние.

А. Г. Амбрумова и Л. Я. Жезлова предложили следующую социально-психологическую шкалу правонарушений: антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное (преступное и аутоагрессивное поведение).

Для решения таких вопросов, как определение степени выраженности делинквентности и меры воздействия на личность, важное значение имеет систематизация типов правонарушителей. В 1932 году Н. И. Озерецким была предложена типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные правонарушители.

Среди подростков, совершивших правонарушения, А. И. Долгова, Е. Г. Горбатовская, В. А. Шумилкин и др. (4), в свою очередь, выделяют следующие три типа:

  1. последовательно-криминогенный тип — в данном случае криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;
  2. ситуативно-криминогенный тип — здесь нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть, с его точки зрения, эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения;
  3. ситуативный тип — имеет место незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивидуума; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний.

Аналогично, В. Н. Кудрявцев говорит о профессиональных преступниках (лицах, целенаправленно планирующих и регулярно совершающих преступления, живущих на доходы от них), ситуативных (совершающих преступления в зависимости от обстановки), случайных (преступивших закон только однажды вследствие особых обстоятельств).

Противоправное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд специфических особенностей.

Во-первых, данное поведение регулируется, преимущественно, правовыми нормами — законами и нормативными актами. Во-вторых, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку. В-третьих, такое поведение личности однозначно осуждается и наказывается. В-четвертых, важно то, что противоправное поведение, по своей сути, означает наличие конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами. Одновременно с этим, делинквентное поведение — это и один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например, по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли.

Ключевые слова: Правонарушение
Источник: Змановская Е.В., Девиантное поведение личности и группы
Материалы по теме
Виды ответственности за нарушение финансового законодательства
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Виды правонарушений
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Понятие правонарушения
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Причины правонарушений
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. — 3-е изд.,...
Ответственность за нарушение налогового законодательства
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. — 3-е изд.,...
Формирование противоправного поведения
Змановская Е.В., Девиантное поведение личности и группы
Нормативное основание административной ответственности
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс...
Понятие и признаки административного правонарушения
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс...
Оставить комментарий