Общая характеристика мышления в современной психологии

Особое место в познавательной деятельности человека занимает мышление. "Мышление - это психические процессы отражения объективной действительности, составляющие высшую ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход от "явления к сущности" (Леонтъев А.Н. Мышление // Избранные психологические произведения. М., 1983. Т.2. С.79). Путем специфического взаимодействия субъекта с познаваемым объектом оно позволяет перейти границы непосредственно-чувственного познания и на основе чувственно полученных данных осуществить "более полное и многостороннее мысленное восстановление объекта, реальности, действительности" (Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. С.278.).

Главная задача мышления состоит в том, чтобы, во-первых, определить в понятиях природу изучаемых явлений, и, во-вторых, исходя из существенных свойств предметов или явлений, фиксированных в понятиях, объяснить, как они проявляются в чувственно наблюдаемом мире (Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. С.117).

Сущность мышления можно понять только в том случае, если рассматривать его не как свойство, принадлежащее отдельному индивиду, а как общественно-историческую деятельность, материализованную в предметах и продуктах человеческой культуры, объективизированную в средствах и формах общения человеческого общества с объективным миром.

Принципами и схемами работы человеческого мышления являются всеобщие формы совместной практической деятельности людей, подчиняющейся объективным закономерностям, представленные в виде орудий и знаков. "Мышление обнаруживает свою силу и деятельную энергию ...во всем процессе созидания культуры..., включая сюда орудия труда и статуи, мастерские и храмы, фабрики и государственные канцелярии, политические организации и системы законодательства" (Илъенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1974. С. 127-128).

Общественно выработанные способы преобразования предметного мира представляют собой такие действия, с помощью которых возможно вычленение всеобщих связей и отношений изучаемых предметов и явлений. Освоение этих всеобщих связей и отношений, придание им формы понятий (формы идеального) происходит прежде всего не в мыслящей голове субъекта, а в формах его практической деятельности, соответствующих общественно выработанным способам преобразования данного объекта, т.к. "чтобы понять - надо построить, практически воссоздать изучаемое явление" (Шимина А.Н. Логико-психологи-чесие основы процесса формирования понятий в обучении. М.. 1981. С.48.). Резулътатом такой деятелъности является выделение обобщенного способа практического действия, который переносится в субъективный план и становится способом мышления человека. Сформированные при этом понятия "выступают как мысленные образования, заключающие в себе двуединую сущность: они воспроизводят сущность отражаемого фрагмента действительности и в то же время являются формой мысленной деятельности" (Шимина А.Н. Логико-психологичесие основы процесса формирования понятий в обучении. М.. 1981. С.51.)., одновременно отвечая на вопросы, что и какими способами отражается в сознании человека.

"Понятие является схемой воспроизведения, репродуцирования вещи в деятельности, т.е. построения формы деятельности, адекватной форме вещи" (На-уменко Л.К., Мареев С.Н. Актуальные проблемы диалектической логики // Философские науки - 1976. №2. С.102).

Основными признаками мышления человека являются опосредствован-ностъ и обобщенность, раскрывающие в процессе отражения объективной действительности знания о существенных связях и отношениях реального мира.

Опосредствованный характер познавательной деятельности возникает у человека в процессе развития речи (слово опосредствует отражение окружающего мира), "при усвоении общественно выработанных систем сенсорных эталонов" (ПоддъяковН.Н. Мышление дошкольника. М., 1977. С.40.), которые способствуют более точному и глубокому пониманию различных свойств конкретных предметов; при использовании моделей, схем, позволяющих в наглядной, доступной форме воспроизводить скрытые свойства и связи предметов и явлений. Использование в познавательной деятельности человека всевозможных моделей дает возможность раскрыть сущность их отношений с оригиналом и сформировать "два тесно связанных между собой плана отражения - план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты" (Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977. С.49.). Построение моделей требует выполнения особых познавательных действий, носящих пробующий характер, отбирающих нужный для данной модели материал.

Средства мышления, способствующие отражению внутренних существенных связей предметов и явлений, обусловливают и обобщенный характер мышления. Овладевая этими средствами, человек может обнаруживать такие же связи и отношения в ряде внешне различных предметов и явлений, т.е. может обобщать их.

Обобщенность мышления проходит в своем развитии ряд этапов: самые простые формы обобщения проявляются у человека в процессе выполнения предметных манипуляций в бытовой деятельности в виде функционального опыта, затем обобщенность становится "функционально-вещной", позволяющей выделить связи между способом действия и средством его осуществления, при этом орудие действия приобретает смысл знака действия. С развитием речи обобщение выражается и фиксируется в словесных обозначениях (Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978.).

Мышление человека в своем развитии проходит допонятийную (конкретно-действенное и наглядно-образное мышление) и понятийную стадии. Каждый из видов допонятийного мышления имеет свои особые функции и средства, направленные на достижение определенных целей. Так, основные функции наглядно-действенного мышления заключаются "в получении исходных сведений о скрытых свойствах объекта, выявляемых в ходе его практических преобразований" (ПоддъяковН.Н. Мышление дошкольника. М., 1977. С.254.). Средством анализа любой предметной области, в которой человек действует на основе наглядно-действенного мышления, выступают пробующие, поисковые действия. Для успешного осуществления таких действий особенно важно умение производить анализрезулътатов каждой пробы, осуществлять их оценку с точки зрения условий решаемой задачи.

Наглядно-образное мышление формирует у человека способность оперирования образами предметов и действий, которые возникают у них через умение "различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты" (ПоддъяковН.Н. Мышление дошкольника. М., 1977. С.256). Такие модели дают человеку средства анализа скрытых сторон исследуемой ситуации.

Все виды допонятийного мышления, выступая в тесной связи с понятийным мышлением, образуют единый процесс познания объективно существующего мира.

Понятийное мышление дает возможность отражать реальный мир путем выявления общих, существенных признаков предметов и явлений, фиксируемых в понятиях. Конституирующими моментами любого понятия "являются, во-первых, наличие существенных признаков, позволяющих однозначно отличить один класс предметов от других, во-вторых, словесное выражение смысла, в-третьих, этот смысл не обязательно связан с наличием наглядных образов, а может иметь отвлеченный, абстрактный характер" (Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении... С.323.). Процессы образования понятий как основной формы мыслительной деятельности тесно связаны с процессами мысленного обобщения человека, возникающими в ходе обучения и воспитания.

В современной возрастной и педагогической психологии проводится значительное количество исследований, направленных на изучение особенностей формирования понятийного мышления школьников, в том числе и младших школьников, в процессе преподавания различных учебных предметов (Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, М.Н. Шардаков и др.). В исследованиях, выполненных под руководством В.В. Давыдова, показано, что понятийное мышление у школьников может формироваться на эмпирическом или на теоретическом уровне, дан анализ этих видов мышления, показаны особенности их развития и формирования.

Источник: 
Константинов В.В., Основы общей психологии
Темы: