Общая характеристика методического инструментария психологии

Методический прием - мысленный или моторный акт, направленный на решение текущей задачи и носящий проверенный опытом стереотипный, установившийся характер. Примеры:
- приемы манипуляции, направленные на применение человеком различных уловок (часто безнравственных) в ситуациях устремленности к достижению своих личных текущих целей («хамелеонство», имитация сочувствия, заботы, робости, «отзеркаливание» поведенческих актов собеседника и др.);
- приемы выделения в процессе развития интеллекта ряда типовых стадий.

Метод - это способ решения психологической задачи или непротиворечивая совокупность приемов и операций изучения психических явлений. Разработка новых и совершенствование существующих методов происходит «под знаменем» методологии, используемой в психологии в данный период. Методы представляют собой динамичный элемент общего инструментария получения психологического знания. Их появление обычно связано с возникновением новой задачи, решение которой затруднено существующими приемами и способами. Л. Ландау часто повторял, что метод важнее открытия, ибо правильный метод исследования приводит к новым, еще более ценным открытиям.

Наиболее общие требования к методам психологии:
- объективность результатов исследуемых психических соотношений;
- учет возможностей инструментария, используемого смежными науками, но не механическая подмена ими психологических методов;
- безопасность применения относительно психики испытуемых;
- экспериментально-реконструктивный характер (проверка выдвигаемых гипотез осуществляется на экспериментальной основе, а реконструктивность обеспечивает изучение психических свойств одних объектов через эмпирическую оценку других).

Примером может служить психологический «метод следователя Коломбо», телевизионного персонажа, который каждый раз усыпляет бдительность подозреваемого преступника своим архаическим, затрапезным видом и примитивным поведением («и этот клоун может меня расколоть?!»). Но как только это произойдет, тут же следуют острые вопросы, от которых «клиент» съеживается... Коломбо резко меняет тему, встает и «уходит», но постоянно неожиданно возвращается, звучит его знаменитое «кстати...». И. все повторяется сначала, но уже с некоторым приобретенным запасом полезной информации.

Методика исследования - это относительно ограниченный набор конкретных приемов, предназначенных для детального (наиболее «прицельного») изучения той или иной стороны психологического объекта. Методика разрабатывается обычно в рамках какого-либо метода исследования.

Примеры методик:
- методики изучения и оценки особенностей памяти: «Память на числа», «Слуховая память», «Память на образы»;
- методики изучения и оценки особенностей внимания: «Перепутанные линии», «Красно-чернаятаблица», «Числовой квадрат».

Классификация методов осуществляется по следующим критериям:
- цель исследования (дисквалификационные, воздействия на личность, судебно-психологической экспертизы, кор-рекционные, оптимизации и др. методы);
- форма получаемых результатов (качественные и количественные) ;
- природа объекта, на котором производится исследование (естественные, искусственные);
- используемый инструментарий (математические, структурно-логические, алгоритмические и др.);
- временные параметры (срезовые, сравнительные, лон-гитюдные и др.);
- стратегия исследования (биографические, психодиагностические, наблюдение, опрос и др.);
- уровень сложности как число привлекаемых методических средств и степень их взаимосвязи (простые, комплексные, системные).

Психотехнология - аспект психологии, использующий для решения текущих проблем (задач) открытия, принципы, методы, приемы и процедуры уже имеющихся систематических исследований. Пример: технология нейролингвистического программирования (НЛП), заключающаяся в проникновении в подсознание собеседника с целью воздействия на его психику в нужном направлении (стимулирование нужного поведения, совершенствование познавательных процессов индивида и др.).