Образ ритора

Личность человека проявляется прежде всего в речи. Каков человек, такова и его речь. Проявление человека в речи и составляет образ ритора. Образ ритора есть сознательно выстраиваемая совокупность внешних и внутренних характеристик говорящего или пишущего (участника речи).

Первый толчок для размышления о том, как выстраивать образ ритора, дает суждение Аристотеля:

«Для того, чтобы убедить кого-либо в чем-либо, надо показать себя человеком известного склада».

Нет ли в словах «показать себя» какого-либо обмана в отношении аудитории или собеседников? И почему мы говорим об облике, «маске»? Разве это хорошо: «быть в маске»? Как мы выяснили выше, возможность такого «обмана» присутствует в любой речи, но для этого-то и необходимы этические основы риторики (быть прежде всего честным человеком), для этого-то и предписывается каждому речедеятелю осторожность и внимание в восприятии речи (слушании и чтении), умное «речеделание» в создании речи (говорении и письме).

Термин образ ритора введен в русскую науку, скорее всего, В.В. Виноградовым в работе «О языке художественной прозы» 1930 года. Анализируя историю русской риторики и поэтики, В.В. Виноградов проводит аналогию между образом оратора в публичной речи и образом автора в художественной литературе:

«Проблема красноречия связывается с структурой образа оратора-автора как страстно чувствующего и благородно мыслящего «субъекта».

В.В. Виноградов отмечает, что построение образа оратора похоже на создание актером определенной «маски», а подготовка речи и ее исполнение, несмотря на всю страстность и вдохновение, с которыми выступают иные ораторы, — процесс сознательный, требующий искусства создания образа ритора.

Риторика накопила в вопросах воспитания и формирования ритора много полезных советов и рекомендаций. Прежде всего, ритор должен показать себя человеком, достойным доверия и уважения аудитории (то, что в античности называли vir bonus — человек добродетельный). Как этого добиться? Прежде всего надо быть таким человеком, но, конечно, нужны знания, опыт, умение, чтобы утверждать свои взгляды, свое право на собственное мнение...

В понятие образ ритора входит комплекс речевых средств, воплощенных в содержании, композиции, выборе слов, характере произношения (интонации, ритме и темпе, тембрах голоса) для устной речи и характере письма (например, почерка или шрифтов) для письменной или печатной речи. Установить, какой образ создает тот или иной речедеятель, трудно, поскольку воспринимающему речь подчас попросту не хватает искусства определить, какими приемами, методами, способами, «уловками» пользуется опытный оратор для того, чтобы достичь своей цели. Тем не менее риторические правила диалога рекомендуют всякому слушателю или читателю распознавать за речью — «человека» («человек скрыт за его словами»). Иначе говоря, за конкретным образом ритора всегда кроется личность — та внутренняя основа, на которой зиждется речевое поведение.

Всякий говорящий воспринимается в определенном сегодняшнем образе. Всякий говорящий может быть рассмотрен как человек, производящий последовательную совокупность речей. К этой совокупности речей предъявляется требование непротиворечивости суждений — в ином случае делается отрицательный вывод о личности говорящего.

Личность ритора «многообразна», то есть конкретных проявлений личности может быть множество в разных речевых поступках. Но к этой «многообразности» предъявляется требование целостности личности, которая остается единой во множестве проявлений. Так, каждый человек меняет костюм, бывает в разном настроении, участвует в разных видах речи (в семье, в деловом диалоге, учебной лекции, политической, судебной речи), но совокупность его речей предполагает разносторонность и богатство содержания его высказываний. Общество (или конкретные слушатели) отрицательно оценивают человека или его личность в том случае, если его высказывания не соответствуют истине или сегодняшние высказывания противоречат предыдущим. Фольклорные правила оценивают такую противоречивость в содержании речи множеством афоризмов: «Начал за здравие, кончил за упокой», «Сегодня — одно, завтра — другое» и т.д.

Темы: Риторика
Источник: Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание, стереотип. — М. : ФЛИНТА , 2016. — 296 с.
Материалы по теме
Составляющие образа ритора
Волков А. А. - Курс русской риторики - 2001
Двойственность отношения к языку и риторике
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Топос «свидетельство» и «пример» в риторике
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Риторический аргумент
Волков А. А. - Курс русской риторики - 2001
Разделы классической общей и частной риторики
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Общие понятия о стиле речи в риторике
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Риторика и этика
Рождественский Ю.В., Теория риторики
Риторическая фигура речи
Волков А. А. - Курс русской риторики - 2001
Оставить комментарий