Как ориентироваться в безбрежном океане книг? И уже с древних времен начался поиск тематической (по содержанию) классификации текстов. Необходимо было найти наиболее совершенный способ классификации наук, так как тексты относятся к самым разнообразным областям знаний.
Одна из интереснейших тематических классификаций, на которую ссылаются и современные ученые, принадлежит Порфирию Финикийскому (233—304 гг.), стремившемуся сблизить учение Аристотеля с философией Платона. Порфирий теоретически обосновал дихотомическое (двоичное) деление, лежащее в основе образования родовых и подчиненных им видовых понятий. Принципы этой классификации можно показать на схеме, получившей название «Древо (дерево) Порфирия».
На основе иерархического «древа знаний», т.е. следуя за наиболее известными классификациями наук, строились и библиотечные классификации. Так, на библиотечные классификации Средневековья большое влияние оказала распространенная в то время система «семи свободных искусств». Она состояла из двух комплексов наук, изучавшихся в средневековой школе: тривиума (грамматика, диалектика и риторика) и квадриума (арифметика, геометрия, музыка и астрономия).
Крупнейшим достижением в области построения библиотечно-библиографических классификаций явилась созданная М. Дьюи «Десятичная классификация». Впоследствии он так писал об этом: «...Мой ум был поглощен этой жизненной проблемой, разрешение которой осенило меня так внезапно, что я подпрыгнул и чуть было не воскликнул: “Эврика!” Дело шло о достижении абсолютной простоты путем использования самых простых и известных символов, арабских цифр в виде десятичных дробей в качестве индексов классификации всех человеческих знаний в печатных произведениях».
Классификация М. Дьюи легла в основу международной универсальной десятичной классификации, которая применяется более чем в 50 странах. Пользуясь специальными приемами, можно применять индексы, отражающие тематику книги или статьи с большой точностью и полнотой.
Итак, одна из важнейших классификаций текстов — тематическая, содержательная. Она интересна прежде всего тем, что стремится охватить все тексты, но все же это библиотечно-библиографическая, содержательная, а не лингвистическая классификация, которая прежде всего интересует языковедов. Однако разработка такой классификации необычайно трудна. Возникает сложнейший вопрос: какие языковые признаки выбрать в качестве критериев деления, классификации текстов? Главная задача лингвистики текста заключается в выработке, выделении таких категорий, которые характеризуют сущность текста (например, принципы его построения) и позволяют свести все многообразие текстов к конечному, обозримому множеству основных типов.
Известно множество попыток лингвистической классификации текстов. Рассмотрим одну из них. Так, Э. Верлих, используя дедуктивный метод, различает типы текстов в зависимости от структурных основ текста, т.е. начальных структур, которые могут быть развернуты посредством последовательных «цепочек» (языковых средств, предложений) в текст.
Э. Верлих выделяет следующие типы текстов:
- дескриптивные (описательные) — тексты о явлениях и изменениях в пространстве;
- нарративные (повествовательные) — тексты о явлениях и изменениях во времени;
- объяснительные — тексты о понятийных представлениях говорящего;
- аргументативные — тексты о концептуальном содержании высказывания говорящего;
- инструктивные — например, тексты законов.
Типологию Верлиха можно представить в виде схемы:
Схема Верлиха типична для большинства предлагаемых классификаций прежде всего тем, что в них дается перечень типов текста. Однако легко заметить, что типы текстов выделяются на основе разных классификационных признаков. Идеальной же, по мнению многих ученых, является такая классификация, в которой все типы текста выделяются на основе единого критерия и дают в итоге представление о тексте как сложной, иерархически организованной и многоплановой структуре. Разработка такой классификации, по-видимому, дело будущего, что связано и с очень сложным устройством текста, и с отсутствием общепринятого его определения. До создания же единой универсальной всеохватывающей классификации целесообразно рассмотреть (построить) несколько классификаций, отражающих разные стороны, разные составляющие, разные свойства текста. Все эти классификации в совокупности позволят всесторонне охарактеризовать текст как лингвистическое явление.
К лингвистическим классификациям относятся следующие.
- По характеру построения речи: от 1-го, 2-го или 3-го лица.
- По характеру передачи чужой речи (прямая, косвенная, несобственно-прямая).
- По участию в речи одного, двух или большего количества лиц (монолог, диалог, полилог).
- По функционально-смысловому назначению (функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и др.).
- По типу связи между предложениями (тексты с цепными связями, с параллельными, с присоединительными).
- По функциям языка и на экстралингвистической основе выделяются функциональные стили — функционально-стилистическая типология текстов.