Нормативное основание административной ответственности

Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ нормативной основой административной ответственности является КоАП РФ, принятый 30 декабря 2001 г. и вступивший в юридическую силу 1 июля 2002 г., а также принимаемые в соответствии е КоАП РФ законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Общая характеристика КоАП РФ
1. КоАП РФ — кодифицированный нормативный акт, устанавливающий административную ответственность физических и юридических лиц и регламентирующий порядок привлечения к административной ответственности этих субъектов. Из смысла ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ вытекает, что изменение законодательства об административных правонарушениях осуществляется только путем внесения изменений в КоАП РФ или соответствующий закон субъекта РФ.

2. Структура КоАП РФ состоит из 5 разделов и 32 глав, которые содержат материальные и процессуальные нормы. Нумерация статей не сквозная (как в КоАП РСФСР), а проводится по главам (например, ст. 2.1, 23.5, 30.1, где первая цифра означает номер главы Кодекса, вторая после точки — номер статьи в этой главе). Статьи содержат части и пункты (например, ст. 4.3).

3. В КоАП РФ, как нормативном правовом акте федерального уровня, закрепляются следующие вопросы: общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях; перечень видов административных наказаний и правил их применения; административная ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Общая характеристика законодательства субъектов РФ об административных правонарушениях.

Согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Таким образом, и административная ответственность может устанавливаться принимаемыми в соответствии с КоАП РФ законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

К ведению субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов РФ об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ; создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ; регулирование законами субъектов РФ иных вопросов в соответствии с КоАП РФ.

Следует иметь в виду, что в законодательстве субъектов Федерации в качестве мер наказания за совершение административных правонарушений могут предусматриваться только предупреждение или административный штраф (ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ), остальные виды наказаний устанавливаются исключительно федеральным законом.

Например, в Законе Ярославской области от 03.12.2007 № ЮО-з «Об административных правонарушениях» регламентируется административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения и не урегулированным КоАП РФ, в том числе административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами Ярославской области и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Ярославской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области; подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Ярославской области об административных правонарушениях; полномочия должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Законом об административных правонарушениях. Так, в Законе устанавливается ответственность за нарушение порядка использования официальных символов Ярославской области иди официальных символов муниципальных образований Ярославской области; нарушение тишины и покоя граждан в ночное время; несоблюдение требований по защите детей от факторов, негативно влияющих на их развитие (допущение нахождения детей в возрасте до 16 лет без сопровождения родителей (лип, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия е участием детей, в ночное время в общественных местах, установленных законодательством Ярославской области); приставание к гражданам е целью гадания и (или) попрошайничества; отправление естественных надобностей в общественных местах (за исключением специально отведенных мест); за уличную торговлю в неустановленных местах; размещение объявлений, листовок и иной наружной информации, а равно нанесение надписей, рисунков в местах, не отведенных для этих целей; размещение автотранспортных средств в местах, не предназначенных для этих целей; безбилетный проезд в городском обшественном транспорте и пригородном автомобильном транспорте общего пользования и др.

Источник: 
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс, 2015. - 112 с.