Нейроциркуляторная дистония по кардиальному типу у детей

Вегетативный отдел нервной системы участвует в регуляции сердечной деятельности. Расстройство этой регуляции может привести к возникновению нарушений ритма сердца, его ускорению или замедлению, приступов тахикардии, экстрасистолии. Могут появиться боли и неприятные ощущения в груди слева. Учащение (тахикардия) и замедление (брадикардия) регулярных сокращений сердца на 20—30 в 1 минуту и более по сравнению с нормой соответствующего возраста считают отклонениями. Тахикардия, возникающая в связи с бурными эмоциональными проявлениями (страхом, радостью), на высоте физической нагрузки, после приема пищи или в жаркую погоду не может рассматриваться как болезненное явление. Из нарушений ритма наиболее часто наблюдаются увеличение частоты сердечных сокращений при вдохе и урежение при выдохе — дыхательная аритмия. Она усиливается время от времени, особенно под влиянием волнений ребенка.

В возрасте, предшествующем половому созреванию, и у подростков дыхательная аритмия отмечается постоянно. Иногда у детей возникает экстрасистолия. Экстрасистолы могут появляться через разные интервалы времени или следовать регулярно, через одно, два и более нормальных сокращений сердца. Возникновение экстрасистол может не сопровождаться никакими жалобами, однако чаще отмечаются неприятные ощущения в груди в виде замирания, остановки или толчка. Эти ощущения могут вызывать чувство страха.

Наиболее часто этот вид нарушения ритма сердца встречается в предподростковом и подростковом возрастах. Частота экстрасистол меняется при перемене положения тела, физическом напряжении. Специально психологической характеристике детей с нарушениями ритма посвящена работа К. Д. Ефремова
и В. И. Резник. Они выделяют три варианта расстройств:
1) латентный;
2) клинически развернутые вегетодистонические расстройства;
3) психовегетативные синдромы с включением личностных реакций.

Для первого характерны субклинические нервно-психические расстройства: повышенный уровень тревоги и нейротизма, душевного дискомфорта, нарушения направленности личностного реагирования. При втором нервно-психические расстройства минимальны и чаще проявляются астено-ирритативными, астеноапатическими и субдепрессивными состояниями. Третьему варианту свойственно сочетание выраженных психовегетативных расстройств с личностными реакциями на фоне преморбидных отклонений характера. У этой группы больных очень высокий уровень невротизации. Большое значение для появления невротических расстройств имеют социальные факторы: гиперопека, дополнительные психические нагрузки (общественная работа, учеба в специальной школе), неблагоприятный психологический климат в семье и другие психотравмирующие обстоятельства. Приступы выраженной тахикардии (более 160—180 в 1 минуту), вызывают у детей неприятные ощущения в области сердца, чувство стеснения в груди, боли в верхней части живота. Могут также возникнуть головокружение, обморок, рвота. Появление этих приступов нередко провоцируется глубоко переживаемыми трудными жизненными ситуациями. Нередко у детей боли в сердце носят психогенный характер, то есть их появление определяется серьезным эмоциональным напряжением. Характер болей очень различен. Они могут быть ноющими, колющими, сжимающими, а по продолжительности — кратковременными или длительными. Они не связаны с физическими нагрузками.

Особого внимания заслуживают дети, страдающие ВСД с неврозоподобными нарушениями. В клинической картине наряду с описаной выше патологией отмечаются нарушения сна (бруксизм, сноговорение, кошмарные сновидения, ночные пробуждения), чувство тревоги, страхи (темноты, одиночества), эмоциональная лабильность, тики, навязчивые движения. Нарушения внимания, повышенная психическая истощаемость выражены в большей степени, чем у больных без неврозоподобных расстройств. В связи с этим их успеваемость значительно хуже. Эти болезненные явления, как правило, носят сезонный характер, усиливаются при утомлении, напряжении, в стрессовых ситуациях. При психологически благоприятных условиях (во время каникул) выраженность описанной симптоматики уменьшается или она исчезает совсем. Обычно неврозоподобные нарушения нарастают постепенно и хронологически могут быть не связаны с психотравмирующими обстоятельствами. Возникновение неврозоподобных нарушений обычно объясняют устойчивыми неблагоприятными социальными или биологическими воздействиями (повышенной физической или психической нагрузкой, соматическими заболеваниями). Появление этих нарушений усугубляет основную симптоматику, связанную с ВСД. У этих детей еще более высокий уровень тревожности, чем у детей без неврозоподобной симпотматики. У них низкие показатели самочувствия, активности и настроения. Электроэнцефалографические исследования выявляют признаки дисфункции диэнцефальных структур,
усугубляющиеся при гипервентиляции. По мнению М. В. Писевич (1998), у этих больных количество и степень выраженности высокоамплитудных веретенообразных комплексов альфа-тета-диапазона («ритма напряжения»), генерируемых лимбическими височными структурами (миндалина, гиппокамп), коррелируют с клиническими неврозоподобными проявлениями, психологическим дискомфортом и уровнем невротизации. Автор также полагает, что в развитии синдрома вегетативной дисфункции ведущую роль играет несостоятельность лимбико-ретикулярного комплекса, вследствие нарушения гемодинамики на уровне вертебро-базилярного бассейна, возникшего в результате воздействия пери- и постнатальных экзо- и эндогенных вредностей.

Как видно, даже функциональные заболевания, наблюдавшиеся в детском возрасте, способны не только нарушить соматическое и психическое здоровье детей, но и стать первыми проявлениями тяжелых болезней взрослых. Родители и со временем сами дети должны сделать вывод о серьезности любых сердечно-сосудистых расстройств в детстве и стремиться к раннему и эффективному их лечению.

Источник: 
Исаев Д.Н. - Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей