Нейроциркуляторная дистония по гипертоническому типу у детей

Частота гипертонических состояний у детей колеблется в широких пределах, в пре- и пубертатном возрасте — 10-15%. Почти у 40% детей эта форма дистонии возникает вследствие эмоционального напряжения, которое сопровождает длительную умственную нагрузку в школе или нарушенные взаимоотношения с окружающими. В семьях этих детей часто бывают разводы родителей, пьянство одного из них, смерть члена семьи. Многие родители любыми путями стремятся заставить ребенка добиться успехов в учебе, на музыкальных занятиях, в хореографии или на спортивной площадке. Нередко требования превышают возможности ребенка. Не справляясь, он переживает свою несостоятельность, боится огорчить родителей или опасается их гнева. Возникает конфликтная ситуация, являясь серьезным стрессом для ребенка. Обстоятельства могут усугубиться из-за того, что в школе такой ученик, стремясь любыми путями оказаться на первом месте, вступает в конфронтацию со сверстниками, а иногда и с учителями. В то же время дома постоянные высокие требования далеко не всегда сочетаются с пониманием нужд ребенка, его душевного состояния и возможностей преодолеть заданные нагрузки.

Изучение наследственности выявило отягощенность седечно-сосудистыми заболеваниями в более чем в 50—75% случаев у родственников матери и в 50—65% у родственников отца. Существенное значение имеет фактор неблагополучного течения беременности, отмеченный у 62—95% женщин, дети которых в дальнейшем заболели ВСД по гипертоническому типу.

В возникновении НЦД принимают участие также инфекционно-токсические факторы, среди которых на первом месте хронический тонзиллит, черепно-мозговая травма, переохлаждения, перегревания и др.

Клинические проявления

Основные жалобы — постоянная головная боль или периодические ее приступы, нередко сопровождающиеся тошнотой или рвотой и наступающие чаще вечером при переутомлении. Боль обычно охватывает всю голову или лоб. Реже бывают обмороки, головокружения. Некоторые жалуются на неприятные ощущения и боли в области сердца, сердцебиение и одышку при физической нагрузке. Эти дети отличаются повышенной раздражительностью, неуравновешенностью, легкой утомляемостью, жалуются на плохое самочувствие и нарушенный сон. Для них характерно расхождение между частотой жалоб и умеренностью объективных признаков болезни. Примерно у 25-37% детей жалобы могут отсутствовать вовсе. При измерении артериального давления (АД) у них выявляют повышенные цифры систолического АД при нормальных цифрах диастолического. Величины АД изменяются в течение суток, особенно в связи с эмоциональными проявлениями.  Реже наблюдается стойкое повышение АД. При обследовании обнаруживают увеличение частоты сердечных сокращений, несоответствующую реакцию на физическую нагрузку, вегетативную лабильность, потливость, красные пятна на коже, похолодание конечностей. В 50% случаев отмечается избыточная масса тела, преобладает макросоматический тип конституции.

Более чем у половины детей в анамнезе встречаются хронические и острые психотравматические обстоятельства (домашние конфликты, разводы родителей, гибель от несчастных случаев или смерть родителей от болезней). Дети, как правило, осознавали и переживали психотравмирующую ситуацию. У них развивалось нервно-психическое напряжение, аффективное неприятие ситуации и нередко агрессия (чаще вербальная). Почти половина детей (46,2%) воспитывалась в духе повышенной моральной ответственности. Соматическая патология нередко сочетается с невротическими реакциями или со стойкой невротической симптоматикой, которые в 3 раза чаще наблюдаются у детей препубертатного возраста по сравнению с детьми 7—9 лет. С возрастом у этих детей развиваются личностные изменения, они становятся нетерпеливыми, напряженными, реактивными, легко возбудимыми, раздражительными, несобранными, у 79,5% из них повышены показатели реактивной тревожности. Почти все они социально адаптированы, устремлены к лидерству, но не всегда добросовестны и исполнительны. Выявлен очень высокий уровень корреляции между личностными особенностями ребенка и величинами АД.

Было обнаружено два типа психотравмирующих ситуаций, протекающих остро и хронически, которые играют важную роль в формированиии клинической картины ВСД. Они могут быть ведущими пусковыми факторами развития предгипертонических состояний, гипертензионного синдрома и психовегетативных расстройств в сочетании с изменениями личности. Отношение к болезни у больных 7-9 лет более чем в трети случаев адекватное (заболевание оценивают реально, верят в положительный результат лечения), или неопределеннное (38,9%), когда дети не могут сформулировать свое отношение к болезни. Среди младших подростков число больных, неуверенных в успехе лечения, больше (41%), чем у детей 7-9 летнего возраста (30%). При этом 1/3 подростков относится к болезни пренебрежительно, игнорирует ее, не беспокоится по поводу состояния своего здоровья, не хочет лечиться. Приведенные данные указывают на большую значимость социальных и психологических факторов в происхождении вегето-сосудистой дистонии.

Ключевые слова: Дистония, Дети
Источник: Исаев Д.Н. - Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
Материалы по теме
Лечение детей с дистонией
Исаев Д.Н. - Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у...
Вегетативно-сосудистая дистония у детей
Исаев Д.Н. - Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у...
Нейроциркуляторная дистония по гипотоническому типу у детей
Исаев Д.Н. - Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у...
Нейроциркуляторная дистония по кардиальному типу у детей
Исаев Д.Н. - Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у...
Дети с шизофренией
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142...
Детская ревность
Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Эпилепсия у детей
Коркина М.В. - Психиатрия
Гиперкинетический синдром у детей (F90.0—F90.9)
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Оставить комментарий