Ориентированное на «возвращение» к И. Канту и потому так названное неокантианство как влиятельное направление в философии последней трети XIX — первой трети XX в. уделило проблемам культуры пристальное внимание. Собственно и само бытие неокантианцы определяли как деятельность по конструированию культуры в целом. Так называемая Марбургская школа неокантианцев исходила из того, что мышление, данное в форме науки и ориентированное на нее, выступает законосообразным творцом культуры. Не менее представительная Баденская (она же Фрейбургская) школа неокантианства, подходя к философии как к науке о ценностях, специально выделяла науки о культуре, разграничивая их с науками о природе. Глава Баденской школы философ Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) демонстрирует в своих капитальных работах «История древней философии» (1888), «История новой философии» (Т. 1-2, 1878-1880), «Прелюдии» (1904) аксиологический (ценностный) подход к истолкованию и содержанию понятия «культура», положив тем самым начало культур философии (философии культуры) — самостоятельному направлению философии, изучающему культуру в контексте философских проблем — бытия, сознания, общества, личности и т. д.
Один из отцов-основателей Баденской школы Генрих Риккерт (1863-1936) в своих трудах «Науки о природе и науки о культуре» (1911), «О системе ценностей» (1914), «Система философии» (1921), «Философия жизни» (1922) и др. предложил ценностные ориентации для дифференциации феноменов культуры. Эта шкала ценностей учитывала исключительность, единичность и неповторимость явления, обусловленные привнесенным в него и придающим уникальность личностным характером. Риккерт отделял культуру от природы как нечто противоположное и непосредственно созданное человеком, «действующим сообразно оцененным им целям...»
Другой основоположник Баденской школы уже упомянутый Вильгельм Виндельбанд рассматривал культуру через призму априорных, трансцендентальных и общезначимых ценностей, вычленяя среди них логические, этические, религиозные и эстетические. Последние он ставил выше остальных, поскольку они, по его мнению, независимы от человеческой воли.
К Баденской школе примыкал и Макс Вебер (1864-1920). Как и другие неокантианцы, он разделял ценностный подход к объектам и предметам культуры, естественной «экспертизой» для которых является, по его разумению, своего рода война ценностей. Отдавая предпочтение европейской культуре, Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905) определяет как ее знаковое отличие рациональность, противостоящую менее исторически прогрессивным, с его точки зрения, традиционному и харизматическому (то есть единственно приемлемому и правильному в глазах абсолютного большинства, основной массы населения) способам общественных отношений.