Недостатки системы образования в России

Современная система образования в России имеет существенные изъянынедостатки.

Самые серьезные и опасные:
1. Явная переоценка значения знаний в образовании человека. Посмотрите: торжественный день образования, праздник образования (1е сентября) именуется у нас «Днем Знаний». Разве в образовании человека получение знаний — главный элемент? А как же быть с получением умений и навыков, как же быть с формированием личности человека в целом?!

В итоге мы плодим зубрил, исполнителей и загоняем в угол настоящих творцов и лидеров. Кто лучше учится в школе и вузе? Девочкидевушки. А что ребятаюноши менее способны? Очевидная нелепость. Такой перекос в подготовке оценке девочек и мальчиков, девушек и юношей в значительной мере является результатом односторонней ориентации в школе и вузе на получение знаний.

«Со знанием должно быть обязательно связано умение... — писал А. Дистервег. — Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что хотя он коечто знает, но ничего не умеет».

А И.Г. Песталоцци, основоположник теории начального обучения, утверждал: «Главная цель обучения — не столько накопление знаний, сколько развитие умственных и душевных сил ребенка.»

(Кстати, если Песталоцци прав в том, что важны не знания сами по себе, а развитие умственных и душевных сил в целом, то он абсолютно не прав в том, что развитие последних является главной целью обучения. Здесь он, к сожалению, сильно заблуждался как многие его современники, предыдущие и последующие деятели образования.)

Наконец, философ Г. Спенсер решительно заявил: «Великая цель образования — это не знания, а действия». Он попал в точку. Там, где образование завершается усвоением некоторой суммы знанийсведений и только, оно вырождается в бесплодную науку схоластики. Знания человеку нужны не сами по себе, а лишь для того, чтобы жить, успешно действовать для ради жизни, ее продолжения, повышения ее качества и количества.

В сознании многих образование давно уже превратилось в процесс получения знаний. А ведь изначальный смысл слова «образование» — это вообще образование, т. е. образование человека как такового, целого человека. Образование должно содействовать формированию, развитию, становлению человека. Вот его главная и высшая цель!

2. Значительный перекос в сторону умственных занятий, недооценка значения физической культуры. О физической культуре уничижительно говорят как о физкультуре. Это, вопервых.

Во вторых, явно недостаточное количество часов, отводимое в учебном процессе для занятий физической культурой. Если взять недельное расписание, то объем обязательных часов занятий физической культурой незначителен по сравнению с объемом умственных занятий (лекций, семинаров и т. п. занятий).

В третьих, очевидный ущерб в качественной стороне вопроса. Чаще всего физическая культура в учебном процессе фигурирует лишь в виде некоторых форм физической зарядки, гимнастики, легкой атлетики (в частности и прежде всего бега на небольшие дистанции) и в незначительном количестве игровых форм (баскетбола, волейбола). Физическая культура — это ведь не только зарядка, гимнастика, бег, некоторые спортивные игры. Физическая культура — это также и танцы. А где они в школе и в вузе? Практически их нет.

Физическая культура — это также и проблемы здорового образа жизни, гигиены, профилактики болезней, культуры тела в широком смысле.

Одним словом, физическая подготовка — это целый комплекс усилий, действий, мероприятий, который не менее многообразен и обширен, чем подготовка по широкому кругу умственных предметов (в школе: математики, истории, литературы, русского языка, географии, физики, химии, биологии, обществоведения).

Понастоящему, на всех ступенях образования (от детского сада до высшей школы) должен быть установлен баланс умственных и физических занятий и по количеству учебных часов (пополам), и по качествушироте охвата разных форм умственных и физических занятий.

В последние десятилетия ученые и врачи все чаще говорят о сердечнососудистых заболеваниях как болезнях цивилизации. Одной из основных причин роста этих заболеваний в современном обществе является гиподинамия, малоподвижный образ жизни.

Обычно указывают на непосредственную причину гиподинамии: вытеснение физической работы из жизни современного человека и его переход на малоэнергетические виды работы. Да, действительно, многие профессии в современном обществе стали носить характер умственных занятий. И от этого человек как будто бы волейневолей стал вести малоподвижный образ жизни. Можно согласиться с тем, что непосредственной (подчеркиваю: непосредственной!) причиной гиподинамии является замена физического труда на умственный. Но кто сказал, что человек, будучи разумным существом, не догадается компенсировать недостаток двигательной активности на основной работе физическими упражнениями и занятиями до и после основной работы, а также в выходные дни?! Конечно, догадается, если он с детства будет приучен регулярно нагружать себя физически, прежде всего с помощью занятий физической культурой и спортом. А кто его приучит? Понастоящему только школа и вуз, поскольку в этих учебных заведениях он проводит основное время жизни (утро и день пятьшесть дней в неделю).

Если непосредственной причиной малоподвижного образа жизни современного человека является замена физического труда на умственный, то опосредованной, глубинной причиной такого образа жизни является его физкультурное (в смысле физической культуры) невежество как образованного человека, поскольку система образования, в которой он вырос, уделяет совершенно недостаточное внимание физической подготовке учащихся.

Я обвиняю не механизацию, не автоматизацию, а нынешнюю систему образования в том, что современный человек все больше болеет так называемыми болезнями цивилизации. Эти болезни цивилизации не от развития техники, заменяющей физический труд, а от того, что современный образованный человек понастоящему не знает физической культуры и не умеет ею заниматься. А в этом виновата, как я уже говорил, нынешняя система образования. Ведь именно в детстве и юности, на стадии роста и взросления человек может получить эти знания, умения, навыки.

Насколько современный человек не понимает значения образования в формировании и развитии культуры тела, можно судить по следующему фрагменту книги профессора Г. И. Косицкого «Цивилизация и сердце»:

Говоря об обильном высококалорийном питании в санатории он писал: «Каково же было мое удивление, когда я услышал высказывания соседей о том, что питание недостаточное. Жаловались в основном люди, вес которых значительно превышал допустимый. Эти люди не ходили в горы. Они сами нагромождали горы из окурков, сидя на пляже и играя в преферанс. На мой вопрос, полезно ли такое времяпрепровождение, они с удивлением отвечали: «Но ведь мы приехали сюда отдыхать!». Многие из них были образованными и неглупыми людьми. Спорить с ними было бесполезно. В основном для таких людей я и решил написать эту книгу.

Нужно решительно ломать психологию…» (с. 128).

Да, они были образованными людьми! Но не в том смысле, в каком думал Г. И. Косицкий («образованными и неглупыми»). Они были односторонне образованными, в смысле умственно или профессионально образованными, но не физически образованными (в смысле культуры тела). И уж совершенно неприемлем совет Г. И. Косицкого, что де «нужно решительно ломать психологию». Психологию взрослого человека не сломаешь и не изменишь. И вообще ломать психологию противоестественно. Уж если мы хотим изменить отношение людей к культуре тела, то должны это делать на стадии образования: в детском саде, в школе, в вузе. После вуза «что вышло, то вышло». Если на разных стадиях образования отношение к физической культуре пренебрежительное, то после завершения образования такое отношение тем более пренебрежительное.

3. Третий серьезный недостаток в нынешней системе образования: ориентация почти исключительно на подготовку специалистовпрофессионалов. И здесь мы видим два отрицательных последствия.

Первое: очевидная недооценка подготовки подрастающего поколения как будущих жен и мужей, отцов и матерей.

Современные школа и вуз готовят людей к работе в сфере производства, управления, науки и культуры, т. е. для того, чтобы они производили материальные и духовные блага. А вот готовить людей как будущих жен и мужей, как отцов и матерей, т. е. для животворчества (воспроизводства живой жизни) — этим школа и вуз практически не занимаются. Отсюда падение рождаемости, большой процент разводов и т. п. негативные феномены современной жизни.

Я думаю, есть прямая связь между снижением рождаемости в развитых странах мира, в России и увеличением количества образованных людей. Образованная часть населения не воспроизводит себя. Особенно это касается людей с высшим образованием. Существует по этому поводу мнение, что де образованность несовместима с таким грубо материальным процессом как рождение детей и уход за ними и поэтому образованные люди рожают меньше, чем необразованные, что де необразованным людям делать нечего, как рожать детей и т. д., и т. п. Я на это скажу: данное мнение — мнение людей, образованных как раз таким односторонним образом. Круг, как говорится, замкнулся. Многие образованные люди не чувствуют и не понимают такой очевидной вещи, что они помимо всего прочего должны передать эстафету жизни другим поколениям (в виде хотя бы двухтрех детей). Когда образованных людей было немного и они были, так сказать, в подавляющем меньшинстве, это их мнение и поведение не отражалось скольконибудь значимо на демографии. Но вот во второй половине ХХ века процент образованных людей в структуре общества значительно вырос. Не только среднее, но и высшее образование становится массовым. Это значит, что образованные люди, оказывая все более существенное влияние на демографию в сторону катастрофического снижения рождаемости, могут погубить человеческий род. Вывод: нужно коренным образом менять систему образования, чтобы образованные люди перестали пренебрежительно относиться к ценностям рода.

Прочитал в Интернете (20 октября 2007 г.) следующую заметку:
«Норвегия признана раем земным по качеству жизни
Журнал The Economist опубликовал очередной ежегодник Pocket World in Figures («Мир в цифрах, карманное издание»). The Daily Telegraph приводит основной рейтинг книги: первую двадцатку стран по качеству жизни. Лидером рейтинга стала Норвегия, за ней идут Исландия и Австралия. Замыкает список Новая Зеландия. В двадцатку вошли также Швеция и Дания, традиционно славящиеся своим качеством жизни. Не остались в стороне и США — им принадлежит восьмая позиция списка. The Daily Mail уточняет, что рейтинг основан на индексе развития человеческого потенциала (Human Development Index, HDI), разработанного ООН. Он рассчитывается по трем основным показателям: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образованности населения и уровень реальных доходов населения».

Обратите внимание: ООН качество жизни определяет по трем основным показателям: "ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образованности населения и уровень реальных доходов населения". Ни один из этих показателей ничего не говорит о качестве родовой жизни человека. Они говорят лишь о качестве индивидуальной жизни (продолжительность жизни, образованность и уровень доходов). Вот вам и мнение нынешних "образованных" людей! Качество жизни они понимают в соответствии с полученным ими односторонним образованием как сугубо качество индивидуальной жизни. А то, что качество жизни невозможно без родовой составляющей — им невдомек. Ведь жизнь в целом — это не только жизнь индивида, но и жизнь рода! Жизни индивида не существует без (и вне) жизни рода. Мы появляемся на свет и вырастаем благодаря родителям! В свою очередь и мы должны произвести на свет и вырастить детей. Иначе прекратится жизнь человечества, жизнь вообще. А может ли быть жизнь человека качественной, если за ней следует пустота, если она обращается в ничто? Нет, конечно. Поэтому качество жизни — не только качество индивидуальной жизни, но и качество родовой жизни! Следовательно, в число основных показателей качества жизни должен входить и такой показатель, как наличие детей (не меньше двухтрех). Да, этот показатель вступает в определенное противоречие по крайней мере с двумя из трех указанных показателей качества жизни. Ну что ж, качество жизни и на самом деле противоречиво. И оно тем выше, чем больше удается минимизировать это противоречие, добиться определенного баланса разных сторон жизни. По настоящему счастлив тот, кто добивается успеха и в творчестве (в профессии), и в любви (в семье, в продолжении рода).

А пока цивилизованное человечество в лице экспертов ООН будет определять качество жизни только как индивидуальное, до тех пор это цивилизованное человечество будет сокращаться как шагреневая кожа и просто вырождаться. Если бы в число основных показателей качества жизни включали наличие не менее двухтрех детей, то картина рейтинга стран по качеству жизни была бы совсем иной.

Могут сказать: не дело школы, а тем более вуза — заниматься подготовкой к семейной (супружеской и родительской) жизни. Да, это было бы так, если бы школа и вуз не отнимали у учащегосястудента лучшую и львиную долю его времени жизни (утро и день, пятьшесть дней в неделю). Спрашивается, когда же и где человеку образовывать себя как супруга и родителя? В вечерние часы, во время отдыха, на улице, в подворотнях и подъездах?

Ясно, что в образовании мы не можем игнорировать такую существенную составляющую его жизни, как жизнь в семье, продолжение рода, животворчество.

Я считаю: в школе и вузе нужно ввести предметы, которые готовили бы подрастающее поколение к супружеской и родительской жизни. По крайней мере, два предмета нужно ввести в обязательном порядке: это «теория и практика семейной жизни» и «родительская педагогика (теоретическая и практическая)». Соответственно, нужно пересмотреть учебные программы в сторону сокращения количества часов абстрактных и профилирующих предметов.

Второе: явно недостаточное внимание к тому, чтобы формировать человека в целом, как личность, как гражданина. Конкретно это выражается в том, что предпочтение отдается профилирующим предметам, а предметы, которые формируют и развивают личность гражданина (философия, история и т. п.), находятся как бы на заднем плане и постоянно дискриминируются (меньшая зарплата преподавателям, неудобное расписание занятий, зачетов и экзаменов, сокращение учебных часов и т. д.).

Что в итоге выходит в результате такого перекоса? Профессиональный кретинизм, имморализм (моральный индифферентизм) или, еще хуже, асоциальность, аморализм, преступная деятельность. Всем известно, как опасен человек, который приобрел знания и умения, стал профессионалом, но лишен напрочь нравственных, человеческих, гражданских ориентиров. Вот пример: хакеры, взламывающие сайты банков и подобных учреждений. Это, как правило, хорошо подготовленные специалисты в своей области, но безнравственные люди. В одном документальном фильме о них так и говорится: «К сожалению, их знания и умения были направлены не в нужное русло». Вотвот: гипертрофированная ориентация в вузах на подготовку специалистовпрофессионалов ведет к тому, что плодитсярамножается новый тип негодяевпреступников: тип высококвалифицированных негодяевпреступников. Они представляют серьезную угрозу обществу.

——————
Нынешняя система образования в России как система массового образования существует несколько десятков лет (гдето с двадцатых годов ХХ века), а высшее образование вообще только недавно стало приобретать черты массового (в Японии оно уже стало обязательным для всех; недалеко время, когда и у нас оно будет обязательным). Иными словами, эта система образования еще не успела понастоящему навредить обществу, а тем более погубить его. Однако, если она будет продолжать действовать в том же виде дальше, еще сотню лет, то можно ожидать вырождения, значительной депопуляции ныне живущего коренного населения страны. А депопуляция коренного населения страны приведет к тому, что территорию страны тем или иным способом (ползучей миграцией или завоеванием) займут народы из других стран, которые плодятся и размножаются.

Нынешняя система образования в России, если мы ее не изменим коренным образом, приведет к быстрой (по историческим срокам) смерти России.

——————
На Западе система образования во многом имеет те же недостатки. И там общество ждет подобная судьба.
Правда, есть некоторые различия. Так, насколько мне известно, в системе образования США (в школах, колледжах и вузах) уделяется значительно больше внимания физической культуре и спорту, чем у нас в России. Соответственно физкультурой и спортом у нас занимаются около 8 процентов населения, а в США — 3040 процентов (информация конца января 2002 г. в связи с заседанием Госсовета РФ 1 февраля по вопросам развития физической культуры и спорта в стране).

——————
Интересно сопоставить динамику снижения рождаемости и динамику повышения процента людей со средним и высшим образованием (у нас и за рубежом). Мне думается, здесь будет определенная корреляция. Современное образование убивает человечество; это настоящая черная дыра человечества как биологического вида. Рост населения Земли в настоящее время идет исключительно за счет необразованных и малообразованных представителей рода человеческого, живущих в основном, в странах третьего мира и преимущественно в сельской местности.

Источник: 
Балашов Л. Е., Образование и образованщина