Научные подходы и принципы менеджмента

Эффективность менеджмента в значительной мере определяется использованием широкого спектра научных подходов и методов управления, обоснованностью их применения. В настоящее время применяются только некоторые научные подходы к менеджменту, что объясняется "узостью" его понимания.

Анализ теории и практики управления различными объектами позволяет установить необходимость применения к менеджменту, по Р. А. Фатхутдинову, 13 научных подходов к менеджменту. Данные подходы следует отнести к главным принципам управления. Принципы управления можно определить как основные правила, вытекающие из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития. Ими должны руководствоваться субъекты (органы) управления в процессе управления конкретными объектами в целях обеспечения высокой эффективности управленческой деятельности.

Впервые термин "принципы управления" ввел инженер-технолог Ф. Тейлор, который в 1911 г. опубликовал работу под названием "Принципы научного менеджмента". На основе изучения способов выполнения работ и трудовых операций он сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

  • научный подход к выполнению каждого элемента работы;
  • научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
  • кооперация с рабочими;
  • разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Другой известный специалист в области менеджмента  А. Файоль в 1916 г. в книге "Общая промышленная администрация" предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал 14 принципов управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. При этом он относил к приоритетным два принципа - единоначалия и единства действий.

Американский исследователь Г. Эмерсон (1853-1931 гг.) в книге "Двенадцать принципов производительности" привел следующие управленческие принципы:

  • точно поставленные цели;
  • здравый смысл;
  • компетентная консультация;
  • дисциплина;
  • справедливое отношение к персоналу;
  • оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет;
  • диспетчеризация;
  • нормы и расписание;
  • нормализация условий;
  • нормирование операций;
  • написанные стандартные инструкции;
  • вознаграждение за производительный труд.

Ведущими принципами Г. Эмерсон считал точно поставленные цели и здравый смысл.

Социолог М. Вебер на основе обобщения прусского опыта управления административными организациями разработал так называемые универсальные правила, которыми, по его мнению, должны руководствоваться любые органы управления. Изучение принципов управления было в дальнейшем продолжено рядом отечественных и зарубежных ученых.

Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях.

Принципы управления целесообразно использовать:

  • при построении системы управления, при этом они выступают в качестве ограничительных условий создания определенной системы (структуры) управления;
  • при оценке качества системы управления, т. е. результатов процесса управления. В этом смысле они превращаются в критерии оценки качества, результативности работы органов управления.

Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента необходимо соблюдать целый ряд принципов управления, которые являются общими для всех систем управления. В их числе принципы:

  • сочетания специализации и универсализации в управлении (при выполнении управленческих работ должно обеспечиваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией);
  • экономичности управления (при выборе способов и средств для осуществления управления и достижения цели необходимо ограничивать затраты - трудовые, материальные, временные, финансовые, моральные и др.);
  • эффективности управления — принцип, предполагающий достижение максимально высоких результатов при фиксированных затратах или определенных результатов при минимальных затратах;
  • соответствия способов и средств воздействий закономерностям, присущим объекту управления (при управлении необходимо учитывать состояние и закономерности развития объекта управления);
  • соответствия полномочий поставленным задачам, должностным обязанностям (руководство должно делегировать органам или кадрам управления полномочия, необходимые для выполнения поставленных перед ними задач);
  • адекватности реакции управляющей подсистемы отклонениям управляемой подсистемы от заданной величины;
  • исключения (только при значительных отклонениях от стандартов и правил должна срабатывать система контроля);
  • оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении (в каждой системе управления в конкретный период времени имеется оптимальный уровень централизации (децентрализации) выполнения соответствующих управленческих функций). С этим связано два полярных по смысловому содержанию принципа управления: принцип единоначалия и принцип групповой самоорганизации. В этом диалектическом единстве, взаимодействии полярных принципов и состоит подлинная природа и сущность деятельности современного менеджера.

Приведенные принципы управления являются традиционными, или каноническими. Кроме того, они являются общими, т. е. характерными для любой подсистемы. Вместе с тем каждая подсистема системы управления должна формироваться и функционировать на основе еще и специфических принципов. Так, специфическими принципами управления персоналом являются: разделение труда, единоначалие, подчиненность личных интересов общим и др.

Сформировавшаяся в последние годы на Западе в условиях развития рыночных отношений система взглядов на менеджмент выделяет социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффективными. При этом выработаны принципиально новые правила или принципы управления. Это прежде всего:

  • гуманность управления, предполагающая предоставление приоритетов потребностям и ценностным представлениям работающих;
  • ответственность как условие успешного менеджмента;
  • коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и вертикали;
  • атмосфера в фирме, способствующая развитию способностей работающих;
  • долевое участие каждого работающего в результатах фирмы;
  • ориентация деятельности предприятия на потребителя;
  • устойчивость к воздействиям факторов внешней среды (при изменении отдельных элементов микро- или макросреды организации система управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели);
  • своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
  • ориентация менеджмента на конечные результаты работы;
  • использование методов работы с людьми, обеспечивающих удовлетворенность работой;
  • участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованности работы;
  • умение слушать тех, с кем менеджер сталкивается в работе;
  • динамизм формирования и развития инноваций;
  • этика бизнеса;
  • честность и доверие к людям;
  • опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;
  • качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

В процессе социально-экономического развития России некоторые принципы управления, характерные для функционирования административно-командной системы хозяйствования, потеряли свою актуальность, Например принцип демократического централизма в существовавшей в последние десятилетия интерпретации. В то же время вырабатываются новые принципы управления, адекватные современным условиям, например принцип устойчивости к воздействиям факторов внешней среды.

Ключевые слова: Управление
Источник: Основы менеджмента., Семенов Набоков., 2008
Материалы по теме
Функциональные структуры управления
Под редакцией Афоничкина А.И. - Основы менеджмента (Учебник для вузов) - 2007
Предмет науки управления. Этапы ее развития
Урбанович А. А. Психология управления
Организационные и распорядительные методы управления
Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Реализация управленческих решений
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Бюрократический менеджмент
Менеджмент. Учебное пособие
Принципы принятия организационных решений
Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений...
Менеджмент и управление
Основы менеджмента., Семенов Набоков., 2008
Современное состояние теории управления
Психология менеджмента. Карпов. 2005
Оставить комментарий