Натурфилософская ориентация досократоеской философии

Первый этап античной философии представляет собой натурфилософию ранних греческих философов (VI-V вв. до н.э). Основной проблемой для философов данного периода была проблема первоначала (архэ). Они пытались ответить на вопрос: что является первопричиной всего существующего?

Основные особенности данного периода:
- Космологизм: в центре внимания философов этого периода находился античный космос, его возникновение и устройство. Космос рассматривается как большое, но конечное материальное тело, построенное по законам математической пропорции, подобно пропорциям совершенной структуры. Это - идеал гармонии, к которому должен стремиться в своей жизни и человек. Космос -образец для подражания во всех сферах жизни.
- Объективизм - вся реальность, включая человеческие представления, понимается предельно объективно. Даже разум и душа человека рассматриваются как жалкое подражание объективному разуму и душе космоса. Жизнь человека подчинена тем же природным законам, что и жизнь космоса.
- Синкретизм: невыделенность человека из природы и общества. Человек античности не воспринимал себя как самодостаточную личность, противостоящую природе, роду, полису. В древнегреческом языке даже нет термина «личность».

Основные школы и представители данного периода:
1) Милетская школа (располагалась в городе Милете на востоке Греции). Ее основатель - Фалес, политик и философ. Архэ Ещя него - божественная разумная вода. Последователь Фалеса Лнаксимандр в качестве первоначала избирает бесформенную массу вещества - апейрон (от др. греч. - беспредельное), облагающую безграничными способностями порождения вещей. В Кедрах апейрона созревает космическое яйцо с влажным ядром и пенной оболочкой. В силу испарения это яйцо лопается, разделяясь на противоположности сухого-влажного, горячего-холодного, светлого-темного. Из этих противоположностей возникают Четыре элемента: земля, вода, воздух и огонь, которые затем формируют все остальные вещи. Еще один представитель данной школы Анаксимен считает началом всего воздух, элемент, который в силу своей легкости и невидимости совмещает в себе как физические, так и духовные характеристики. Сгущение воздуха порождает воду и землю, из которых образуется земля, разрежение - огонь, из которого образуются звезды, солнце и луна.

2) Пифагор и пифагорейцы
Основателем данной школы является великий греческий философ Пифагор, который после 12 лет странствий по свету вернулся В Грецию и основал религиозно-политическую организацию - Пифагорейский союз. Обучение в данной школе состояло из двух ступеней. На первой обучались акусматики, или послушники, которые должны были 5 лет молчать, не произнеся ни слова, слушать и внимать тому, что им говорил учитель. Знания акусматики получали в готовом виде, догматически, то есть без доказательства. Цель подобной практики состояла в том, чтобы сформировать в учащемся необходимую базу знаний, чтобы затем он мог мыслить самостоятельно и доказательно. На второй ступени обучались математики, то есть ученые, которые знания получали самостоятельно, доказывая и обосновывая их. Вторая ступень пифагорейского союза была закрытым формированием, обучаться там могли лишь избранные, самые умные и достойные. В школе Пифагора философия была тесно связана с греческой религией и культом Диониса. Цель обучения состояла в подготовке мудрых правителей, которые могли бы установить в полисе аристократическое правление.

В центре внимания Пифагора также стояла проблема архэ, то есть первоначала. Пифагор полагал, что начало всему - число. Число мать всему и отец всему. Все есть число: душа, справедливость, гармония, пропорция, космос. В основе мира лежит единица или монада, нечто единое и неделимое, неразложимое на составные части (для древних греков не существовало дробных, отрицательных и иррациональных чисел), в геометрии это точка. Единица - символ единства мира, его целостности и самотождественности. Она присутствует в каждом предмете, даже во множествах, так как каждое множество есть «нечто», одно. Двоица или диада- символ множественности, в геометрии - две точки, составляющие отрезок. Триада - треугольник, начало плоскости. Четверка - объемное тело, треугольник и точка вне него. Сам космос - это тело, организованное по законам математической пропорции, состоящее из 10 сфер. Таким образом, при помощи числа и числовых соотношений возможно построить космос и полностью описать реальность, полагал Пифагор. В пифагорействе формулируется основная пара категорий античного мышления - единое (идеальное) и многое (материальное) и ставится проблема их соотношения.

Гераклит, которого за неясность и метафоричность стиля называли «темным», стремился разрешить противоречие между единым и многим, чувственным и умопостигаемым. Постоянное движение и изменение космоса, согласно Гераклиту, происходит под контролем устойчивого и неизменного космического ума-логоса, тождественного с огнем, из которого происходит все существующее. Огненный разум космоса представляет собой единство материального и идеального, гармонии и хаоса, покоя и движения, времени и вечности. В космосе происходит постоянный переход противоположностей друг в друга, одних вещей в другие. Этот процесс описывается известными афоризмами Гераклита «Все течет, все изменяется», или «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Однако эта изменчивость невозможна без устойчивости, создаваемой космическим Логосом-разумом. Гераклит подчеркивает диалектическое единство противоположностей во всех сферах космоса.

3) Элейская школа (располагалась в городе Элее, отсюда и получила свое название).

Главной проблемой рассуждений элеатов является единство космоса, которое может быть постигнуто только разумом. Элеаты продолжают идеи Пифагора, учившего о единице как первоначале всего существующего. Основателем этой школы является Ксенофан, который в своих произведениях отождествляет КОСМОС с единым Богом, постигаемым разумом, но не чувствами. Ксенофан критиковал мифологические представления о богач, полагая, что они отнюдь не похожи на человека. Тем самым он требовал отказаться от образного мышления во имя понятийного. Его последователь Парменид в поэме «О природе» выдвигает требование различать космос как неизменное единое бытие, постигаемое разумом, и космос как множество изменчивых отдельных вещей, воспринимаемых чувствами. Познание есть «путь знания» или бытия, познание множества есть «пучь мнения» или небытия. Небытия не существует, следовательно, и путь мнения, которым познается чувственный мир, является иллюзией. Столь парадоксальное утверждение вызвало критику в адрес Парменида, который отрицал то, что всем казалось очевидным. Поэтому его ученик Зенои создал ряд аргументов (апорий), доказывавших, что невозможно помыслить без противоречия пустоту, множество и движение. Наиболее яркими были апории, демонстрировавшие невозможность движения: «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадий». Таким образом, Элейская школа утверждала иллюзорность чувственного опыта, которому мир представляется как множество находящихся в движении предметов, и признавала лишь неизменное и неподвижное единство космоса, постигаемое разумом.

Эмпедокл, философ и маг, рассматривает возникновение космоса как результат взаимодействия четырех материальных элементов с идеальными силами любви (притяжения) и вражды (отталкивания). Образуемый в результате соединения земли, воды, воздуха и огня под влиянием сил любви, побеждающих вражду, совершенный сферический космос проходит также через стадию равновесия сил любви и вражды, когда возникают отдельные вещи и живые существа, и наконец распадается вновь на четыре элемента, когда силы вражды берут верх. В учении Эмпедокла наблюдается стремление разрешить противоречия, раскрытые Эллинской школой.

4). Левкипп и Демокрит, представители школы атомистов, по-своему переосмыслили идеи Элейской школы. Признавая основой и первопричиной всего существующего атомы (единицы), которые наделялись, как и единое элеатов, характеристиками вечного и неизменного бытия, Левкипп и Демокрит также признавали первоначалом пустоту или небытие. Атомы - умопостигаемые сущности, совмещающие материальные и идеальные характеристики, отличающиеся друг от друга формой, положением и отношениями с другими атомами. Каждый атом неповторим, напоминая собой миниатюрную совершенную скульптуру. Находясь в постоянном движении и соединяясь друг с другом, атомы образуют космос и отдельные вещи. Скептически относясь к возможностям чувственного познания, Демокрит, в духе элеатов, считал, что реально существуют только атомы и пустота, а все многообразие чувственного мира - лишь иллюзия.

Афинский философ Анаксагор доводит до конца логику развития натурфилософии. В его учении идеальное первоначало - космический Ум - упорядочивает и структурирует материальные частицы, «гомеомерии», каждая из которых содержит в себе физические характеристики всего существующего. Космический ум приводит в движение находящиеся в хаотичном состоянии гомеомерии, разделяя их и затем создавая из них космос. Таким образом, главную роль в космосе играют уже не физические элементы, а чистый и объективный космический Ум. Философия Анаксагора является провозвестником нового этапа в развитии античной философии, когда в центре внимания будет уже не космос, а мышление, ум, как космический, так и человеческий.

Второй период классического этапа развития античной философии датируется серединой V в. до н.э.

Продолжая логику развития натурфилософии, которая пришла к признанию ума как важнейшей части космоса, философия этого периода осуществляет антропологический поворот к человеку как носителю мнения и знания. Парадоксы натурфилософии, выразившиеся в учениях Гераклита и Парменида, были восприняты как доказательство невозможности познания космоса. Поэтому проблемы человека и общества стали единственной сферой философских размышлений.

Источник: 
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009