Направления и отрасли психологии

В 70—80-х гг. XIX в. психология превращается в самостоятельную область знания (отличную от философии и физиологии). Главными центрами ее разработки становятся специальные экспериментальные лаборатории. Ведущими темами экспериментальной психологии являлись вначале ощущения и время реакции (Ф. Дондерс), а затем — ассоциации (Г. Эббингауз), внимание (Дж. Кеттел), эмоциональные состояния (У. Джеймс, Т.А.Рибо), мышление и воля (Вюрцбургская школа, А. Бине). Наряду с поиском общих закономерностей психологических процессов складывается дифференциальная психология, задачей которой является определение с помощью измерительных методов индивидуальных различий между людьми (Ф. Гальтон, А. Бине, А.Ф. Лазурский, В. Штерн и др.).

На рубеже XIX и ХХ вв. главным течением сначала в американской, а затем и в мировой психологии становится бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение), начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». В качестве предмета психологии в ней фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями.

В начале ХХ в. появились два основополагающих учения о психике — психоанализ З. Фрейда, согласно которому решающая роль в организации человеческой психики принадлежит неосознаваемым мотивам, и учение об условных рефлексах И. Павлова.

Другой влиятельной школой явилась гештальтпсихология, экспериментальным объектом которой явился целостный и структурный характер психических образований. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Они полагали, что физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма.

Кроме того, в психологии существуют две основные традиции — натуралистическая и гуманистическая. Первая опирается на естествознание, лабораторный эксперимент, математические методы и т.п. Она раскладывает психику человека — чрезвычайно тонкую материю, требующую бережного обращения, на переменные, таблицы, графические зависимости, статистические ряды, показания приборов. Вторая, родившаяся позже, а именно в середине ХХ столетия, испытывает перед человеческой душой чуть ли не священный трепет, опирается на косвенные, очень щадящие и осторожные методы обращения с ней, признает уникальность человеческой личности и полагается больше на искусство интерпретации.

Гуманистическая традиция (ее еще называют феноменологической теорией) проповедует идею о том, что именно субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в поведении человека. К ней относят таких ученых, как А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.

Современная психология представляет собой не единую науку, а целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками (табл. 1.1).

Интенсивное развитие психологии привело к ее дифференциации — появлению ряда отраслей (психологических наук), в том числе пограничных, связывающих ее с другими науками. Уже во второй половине XIX в. сформировалась психофизиология, которая изучает физиологические механизмы, лежащие в основе психических процессов. Исследование психической активности животных, начатое еще в XIII—XIX вв., привело к созданию зоопсихологии (психологии животных), тесно связанной с экологией, отологией и другими науками. Отдельной отраслью психологии стала ныне медицинская психология, включающая собственно медицинскую психологию (изучает вопросы психогигиены, психотерапии и деонтологии медицинской), патопсихологию (исследует закономерности нарушения психических процессов — восприятия, памяти, мышления и др.), нейропсихологию (изучает связь психических процессов с определенными структурами головного мозга) и психокоррекцию.

В самостоятельные разделы оформились тесно связанные между собой детская психология (изучает закономерности психического развития ребенка) и педагогическая психология (исследует психику в условиях целенаправленного педагогического процесса и разрабатывает психологические основы обучения и воспитания); возрастная психология (предмет изучения — возрастные особенности психики); психология труда (исследует психическую деятельность и личность в процессе труда, разрабатывает рекомендации по профессиональному отбору, организации трудовых коллективов и др.), инженерная психология (раздел психологии труда, изучающий деятельность человека в системе «человек — машина»), имеющая важное значение для рационализации автоматизированных систем управления и их проектирования; космическая психология (изучает особенности психической деятельности в условиях космического полета); социальная психология (исследует закономерности деятельности человека в коллективе и формирования межличностных отношений); сравнительная психология (предмет исследования — общность и различия в происхождении и развитии психики животных и человека).

Многочисленные отрасли психологии выделяются по различным основаниям. Важным критерием является выделение отраслей по цели деятельности (получение или применение нового знания): фундаментальные и прикладные науки; по предмету исследования: психология развития, творчества, личности и т.д. На основе связей психологии с другими науками можно выделить психофизиологию, нейропсихологию, математическую психологию. Развитие сложных отношений психологии с различными сферами практики наблюдается в организационной, инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.

Различные авторы насчитывают не менее 100 отраслей психологии. В табл. 1.1 поименованы наиболее распространенные отрасли и разделы современной психологии. Список включает 86 названий. Эти научные дисциплины находятся на разных стадиях развития и связаны с различными сферами человеческой практики.

Выделяют также специальные разделы и направления психологии: дифференциальную психологию (изучает индивидуальные различия между людьми), психология восприятия, криминалистическую и судебную психологию, психологию спорта, этнопсихологию, психологию научного, технического и художественного творчества, психологию старения (геронтопсихология), авиационную психологию.

Современная психология становится все богаче и разнообразнее, в последние годы активно формируются новые отрасли психологии — антропологическая психология, психология террора, психология слепоглухонемых, психология соблазнения и т.д.

Наряду с ними возникают совершенно неожиданные словосочетания, отражающие то ли реальные явления и типы людей, то ли область знания или спецкурсы, психология внешнего облика, космическая психология, психология сиротства, психология неудачника и т.д.

Процесс дифференциации и специализации научных знаний неизбежно оборачивается увеличением числа отраслей, дисциплин, субдисциплин, направлений, школ, перспектив внутри социологии. Постепенно некоторые отрасли психологии разделились на множество субдисциплин. Скажем, в рамках экономической психологии сегодня в качестве самостоятельных существуют психология труда, психология безработицы, психология поиска работы, инженерная психология, психология профессий, психология рекламы, психология продаж, психология предпринимательства, психология сетевого маркетинга, психология потребления, психология менеджмента, кадровая психология, психология делового мужчины, психология бизнес-вумен, психология коммерции, психология ресторанного бизнеса, психология риэлторства, психология обслуживания, психология брендинга, психология собственности и др.

Иногда отрасли психологии не удается соподчинить между собой по принципу целого и части. В таком случае правильнее объединять близкие направления и отрасли в общие тематические комплексы, предполагая, что его элементы имеют между собой более сложный характер связей, чем простое соподчинение. К примеру, педагогическая психология, психология обучения, возрастная психология, педология, психология учебной деятельности и психология воспитания образуют один тематический блок, психология здоровья, психогигиена, психология спорта, психология досуга, психология туризма, психология развлечений — другой, а психология искусства, психология творчества, психология художественного восприятия, психологическое литературоведение, психология читателя и книги, психология чтения, психология литературного творчества — третий.

Две родственные науки — социология и психология — имеют похожие списки отраслей, поэтому многим отраслям психологии вполне можно найти социологического двойника со столь же разветвленной внутренней структурой знания. К примеру, в рамках экономической социологии различают социологию труда, социологию занятости и безработицы, социологию рынка, социологию банков, социологию менеджмента, социологию организаций и др.

Ядром современной психологии служит общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. Она включает теоретические концепции и экспериментальные исследования, призванные совершать научные открытия. Общую психологию именуют еще академической наукой. Она развивается в университетах и академических институтах и ставит своей целью приращение фундаментальных знаний.

В отличие от нее практическая психология работает на конкретного заказчика, не проводит широкомасштабных или глубоких исследований, совершающих научный прорыв в неизвестное, а обслуживает практические нужды клиента, например коммерческой организации, министерства или ведомства, госпиталя или средней школы. Основной инструмент практикующих психологов — тренинги, в частности психодрама, телесно-ориентированные тренинги, НЛП-тренинги, тренинги самосовершенствования, тренинги социальных взаимоотношений, гештальт-тренинги, тренинги личностного роста и бизнес-тренинги, аутотренинги и тренинги по развитию способностей, тренинги для детей и родителей.

Частью практической психологии выступает психологическое консультирование, которое решает ныне широкий круг вопросов, в том числе: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможности увольнения, проблемы поиска новой работы); неустроенность в личной жизни и неурядицы в семье; проблемы интернациональных семей; плохая успеваемость в школе или вузе; проблемы родительско-детских отношений; недостаток уверенности в себе и самоуважения; трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений.

Две отрасли психологии — возрастная психология и психология личности — занимаются проблемами, связанными со студенческой жизнью, в том числе типологией личностей, стадиями психосоциального развития, особенностями юношеского возраста.

Чаще всего возрастной дифференциацией людей занимаются психологи и физиологи, придерживающиеся разных взглядов. В частности известный психиатр Х. Салливан1 выделял шесть фаз в развитии человеческой личности:
• младенчество, заканчивающееся с появлением членораздельной речи, пусть даже бессмысленной;
• детство, с потребностью во взрослых товарищах по играм;
• малолетний возраст, с его потребностью в настоящих товарищах по играм, похожих на самого себя;
• подростковый период, с потребностью в близких отношениях с приятелем или закадычным другом того же пола;
• юность, с потребностью в близком партнере противоположного пола;
• зрелость, когда чувства к избраннику противоположного пола преобладают над чувствами к себе (из чего следует, что настоящая зрелость встречается гораздо реже, чем нам кажется).

Ж. Годфруа1 и другие психологи разделяют жизненный цикл, т.е. всю человеческую жизнь от ее зарождения до самой смерти, на четыре больших периода: внутриутробный период, детство, отрочество и зрелость (взрослое состояние). Каждому возрасту присущи свои особенности. Траектория человеческой жизни намечается уже в зародышевой клетке, а в дальнейшем она протекает благодаря уникальному взаимодействию трех факторов: генетического наследства, культурной среды, обстоятельств жизни, комбинация которых у каждого своя и определяет неповторимость индивидуальных судеб.

Юность представляет собой переходный период от отрочества к зрелости; ей свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств. В психологии юность — это период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (зрелости). Хронологические границы определяются по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.

Согласно данным Л. Кольберга, уровни нравственного развития, поступки ребенка в возрасте от 4 до 10 лет определяются внешними обстоятельствами. Точка зрения других людей в расчет не принимается. В возрасте от 10 до 13 лет уже начинают ориентироваться на мнение других людей. Поступок совершается в зависимости от того, получит ли он одобрение окружающих или нет. Позже его нравственные суждения выносятся в соответствии с уважением к власти и предписанными ею законами. Истинная нравственность, по Кольбергу, достигается только после 13 лет. Именно на этом уровне человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, оправдание поступков основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека. В 16 лет поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью, — независимо от его законности или мнения других людей.

До 15-летнего возраста у человека отсутствуют какие-либо точные цели, поэтому спрашивать о том, кем подросток станет в будущем, какую профессию выберет, бессмысленно. Он живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.

Совсем иначе выглядит следующая фаза жизненного цикла, длящаяся с 15 до 20 лет. Она соответствует отрочеству и юности. В этот период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей.

Известно, что знания, опыт, трезвый подход к жизни приходят только с годами, а молодости свойственны завышенные притязания, эмоциональная несдержанность, неумение ценить то, что есть.

И юность сулит отнюдь не только блага. Нахождение своей идентичности и связанного с ней места в жизни, преодоление многочисленных социальных препятствий — это те обычные и распространенные проблемы, которые, однако, преодолевают далеко не все. В юности крайне болезненно воспринимаются такие удары судьбы, как невозможность поступить в выбранное учебное заведение, невозможность устроиться на интересную и хорошо оплачиваемую работу, разочарования в любви, неспособность соответствовать социальным ожиданиям, которые часто нереальны, но молодые люди этого еще не понимают.

Юношеский возраст — не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти сегодняшнего школьника как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой, — во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от его собственных отношений с учителями.

По-видимому, это состояние все более и более выделяется в особую стадию личностного и сексуального развития граждан современных обществ. Молодые люди в возрасте 20 лет, принадлежащие в основном к состоятельным группам, хотя и не только к ним, берут «тайм-ауты», чтобы путешествовать, приобрести сексуальный, политический и религиозный опыт. Значение этого «моратория» ввиду распространения длительного периода обучения будет, по-видимому, возрастать.

Подростков и юношей включают в состав молодежи, границы которой определяют в диапазоне от 14 до 30 лет. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Молодежно-подростковый период в жизни каждого человека — время неустанного экспериментирования, творческого подъема и профессионального самоопределения.

Источник: 
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Темы: