Налоговое регулирование в менеджменте

Налоговый менеджмент является составной частью финансового менеджмента. Цель его состоит в увеличении ценности предприятия и сокращении налогового бремени. Налоговый менеджмент реализуется с помощью таких направлений, как: управление выручкой, контроль издержек, управление ликвидностью, управление капиталом, управление налогами, управление внебалансовой деятельностью. В рамках данных направлений финансовый менеджер в ходе своей работы принимает решения об инвестициях, влияющих на размер и структуру активов предприятия; о финансировании, т. е. о способах привлечения денежных средств; о дивидендах. Данные решения непосредственно влияют на ценность предприятия.

Управление налогами на предприятии является одной из наиболее важных функций менеджера, т. к. от налогов существенно зависит размер чистой прибыли предприятия, а следовательно, и его эффективность. Для того чтобы результативность работы предприятия была максимальной, необходимо учитывать размер налогового бремени при разработке и принятии любых управленческих решений.

Все функции налогового менеджмента должны осуществляться в соответствии со стратегическими налоговыми планами. Стратегическое налоговое планирование заключается в разработке стратегии предприятия, ориентированной на минимизацию налоговых обязательств. На российских предприятиях данное планирование реализуется в качестве разработки методов уклонения от налогов, а не модификации производства (деятельности), тогда как налоговое планирование – это сокращение налоговых платежей в рамках закона за счет разработки и реализации систем управленческого контроля, оценки и анализа финансово-хозяйственной деятельности.

От качества налогового планирования непосредственно зависит чистая прибыль предприятия, которая является показателем его финансового состояния, конкурентоспособности, служит источником развития и представляет собой мотивирующее средство для всех работников.

Налоговое планирование состоит из четырех этапов:
1) принятие решения о наиболее выгодном месте регистрации предприятия с точки зрения налогообложения;
2) выбор организационно-правовой формы и структуры организации в соответствии с ее видом деятельности;
3) использование всех льгот по налогообложению, предусмотренных в законодательстве, в соответствии с видом деятельности, организационно-правовой формой и размером предприятия;
4) принятие решения о наиболее эффективном использовании прибыли и других финансовых ресурсов.

В настоящее время существуют «налоговые убежища», в границах которых предоставляются налоговые льготы преимущественно для финансовых операций с иностранными представителями в иностранной валюте.

Данные территориальные зоны носят название офшорных зон; а компании, которые располагаются на данной территории, – офшорными компаниями. Специфика деятельности в таких зонах заключается в уменьшении или полном исключении налогообложения.

Налогообложение международных компаний, которые являются объектами налоговой политики сразу в нескольких странах, может осуществляться на основе принципа территориальности или резидентности.

Налогообложение по принципу территориальности предполагает, что государство облагает налогами только доходы, получаемые на его территории.

Принцип резидентности основывается на том, что государство облагает налогами доходы своих предприятий, действующих на его территории и за границей. Коллизии, которые могут возникнуть между двумя принципами, а также двойное налогообложение предприятий устраняются с помощью межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и защите зарубежных инвестиций.

Управление налогами в международных компаниях подвергается значительным рискам (политическим, экономическим, культурным, социальным и др.). При определении организационно-правовой формы предприятия необходимо изучить правовое регулирование создания и основной деятельности организации, уровень налогообложения прибыли, издержки на создание и развитие зарубежной фирмы.

Для российских фирм наиболее распространенной организационной формой работы за границей является совместное предприятие, т. е. международное предприятие, создаваемое несколькими компаниями для максимального использования возможностей каждой из них, а также достижения полезного экономического эффекта деятельности.

Следует отметить, что на территории России развилась практика создания дочерних фирм и филиалов. В большинстве стран законодательство строже относится к филиалам, нежели к дочерним компаниям. Различие их заключается в том, что дочерние предприятия являются юридическими лицами и имеют обособленное имущество, тогда как филиалы представляют собой часть материнской компании и не имеют ни собственного имущества, ни личного счета.

Источник: 
Хворостенко А.В., Шумал С.С., Менеджмент