Налог на добычу полезных ископаемых в РФ

Налог на добычу полезных ископаемых введен в России с 1 января 2002 г. При осуществлении налоговой реформы особое внимание было уделено модификации налогообложения углеводородного сырья. В период до проведения налоговой реформы занятые в этой сфере компании дополнительно к общим для всех налогоплательщиков оборотным налогам уплачивали оборотные налоги, характерные только для этой области экономической деятельности. К этим налогам относились роялти, т.е. налог на пользователей природных ресурсов (взимался по ставкам от 6 до 16% в зависимости от месторождений), платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы (по ставке 10%) и акцизы.

Такая структура налогов заставляла компании использовать трансфертное ценообразование, реализуя всю сырую нефть внутри вертикально интегрированных компаний, поскольку дополнительные оборотные налоги уплачивались только предприятиями, непосредственно задействованными в добыче нефти. Изначально предполагалось отменить в течение пяти лет платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также снизить общие размеры роялти. При этом часть роялти предлагалось «перебросить» в состав акцизов на нефтепродукты с целью увеличения федеральной составляющей налоговых платежей. Впоследствии был избран иной подход.

Следует отметить, что акциз на нефть, по существу, выполнял функции, которые в мировой практике выполняют роялти. В то же время этот акциз не имел под собой объективного механизма учета гор но-геологических и экономических условий добычи, что допускало значительный субъективизм при установлении ставок. Также он не реагировал на изменение горно-геологических условий в процессе эксплуатации месторождения, а также на изменение внешних экономических условий производства (мировых цен). Предполагалось, что автоматический механизм расчета данного налога существенно повысит объективность налогообложения, так как правила его исчисления учитывают горно-геологические и экономические условия добычи углеводородов, стимулируют инвестиции в освоение новых месторождений.

В то же время акциз был заменен на специальный налог на добычу полезных ископаемых. При этом данный налог рассчитывается не на основе фактической цены реализации нефти, а на основе ее мировой цены. Данный налог взимается также и при добыче прочих полезных ископаемых как по специфическим, так и по адвалорным ставкам.

Правовыми основами для уплаты данного налога являются положения гл. 26 НК.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого и определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Налогообложение производится по ставке 0% при добыче:

  • полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
  • попутного газа;
  • подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленных вод), извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения);
  • полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из них пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ;
  • минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива в тару);
  • подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях, включая орошение земель сельскохозяйственного назначения, водоснабжение животноводческих ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик, садоводческих, огороднических и животноводческих объединений граждан;
  • нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн т на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 15 лет или равен 15 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами.

Статьей 342 НК предусмотрены различные ставки налога в зависимости от вида добываемого полезного ископаемого. Так, например, для калийных солей предусмотрена ставка налога 3,8%, 7,5% при добыче минеральных вод, 8,0% при добыче природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

Решение о создании системы налогообложения, основанной на дифференцированной специфической налоговой ставке, было принято в целях повышения эффективности налогообложения добычи углеводородного сырья. При определении размера такой ставки учитываются выработанность месторождения, особые условия разработки новых месторождений, а также вязкость добываемых видов нефти. Введена специфическая ставка налога в размере 419 руб. за 1 т добытой нефти. Предусматривается, что такая налоговая ставка будет действовать до 2017 г. До этого момента налоговым законодательством была предусмотрена норма, согласно которой налог при добыче нефти с 2007 г. должен был взиматься по адвалорной ставке.

В среднесрочной перспективе предполагается реализовать комплекс мер по совершенствованию налога на добычу полезных ископаемых в отношении полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью. Предлагается перейти к максимальному использованию специфических налоговых ставок, например, в отношении каменного угля, торфа, солей, общераспространенных полезных ископаемых, минеральных вод и т.д.

В течение ближайших трехлет предполагается ежегодная индексация ставки налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче природного газа, на коэффициент, значительно превышающий уровень прогнозируемой инфляции. При этом по аналогии с налогом на добычу полезных ископаемых, взимаемым при добыче нефти, предполагается возможность дифференциации налоговых ставок в зависимости от условий добычи природного газа.

Темы: Налоги
Источник: Бюджет и бюджетная система. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов ; под ред. Мст. П. Афанасьева ; [предисловие А. Л. Кудрина]. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 363 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
Материалы по теме
Налоговый период и отчетный период
Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. - Налоговое право России
Налоговые преступления
Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. - Налоговое право России
Понятие налогов, их роль и система
Финансовое право - Химичева Н.И., Покачалова Е.В. - 2005
Социальная функция налогов
А.С.Булатов, Экономика
Принципы построения налоговой системы
В.В. Ковалев (ред.) - Финансы 2006
Доходы физических лиц, не подлежащие налогообложению
Карп М.В. - Налоговый менеджмент - 2001
Понятие налоговых правоотношений, их субъекты
Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. - Налоговое право России
Непредставление налоговой декларации
Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. - Налоговое право России
Оставить комментарий