Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости,, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на расходы.

Показатель «добавленная стоимость» стал использоваться в США в 1870 г. В ходе экономической реформы 1979 г. в СССР показатель «нормативно чистая продукция» (разница между реализованной продукцией и материальными затратами) стал главным оценочным показателем хозяйственной деятельности промышленных предприятий.

Впервые НДС в его современной трактовке был введен во Франции и уже в 80-е годы XX в. получил широкое распространение в других странах. История развития налогов не имеет аналога такого быстрого перехода налога из области теории в практику, занявшего доминирующее положение среди косвенных налогов в бюджете большинства стран мира.

По сути экономического воздействия этот налог является универсальным акцизом, которым в принципе облагается вся система частного и общественного потребления. НДС направлен на доходы конечного потребителя, но так как технически невозможно взимать НДС с потребителя, плательщиком налога является предприятие, имеющее торговый оборот.

В Российской федерации НДС был введен в 1992 г. взамен ранее действующих косвенных налогов — налога с оборота и налога с продаж. К сожалению, в Российской Федерации налог был введен вопреки накопленному мировому опыту, который показывает, что налог вводится в период экономического подъема. В Российской Федерации налог был введен в условиях инфляционных процессов и при высокой ставке в 28% превратился в один из факторов, сдерживающих развитие производства. Поэтому совершенно обоснованным было решение о снижении ставки налога до 20% и 10% в 1993 г.

При переходе на упрощенную систему налогообложения, переводе на уплату единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога организации и индивидуальные предприниматели не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением некоторых случаев:
• уплачивают НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
• не освобождаются от исполнения обязанности налогового агента;
• продолжают уплачивать НДС по видам деятельности, которые не подходят под налогообложение единым налогом на вмененный доход.

В Налоговом кодексе Российской Федерации установлено, что организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от НДС при условии, если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца не превышает в совокупности 2 млн руб. без учета НДС.

Такое освобождение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также если налогоплательщики реализуют подакцизные товары.

После направления уведомления организации и индивидуальные предприниматели не имеют права отказаться от освобождения в течение 12 последовательных календарных месяцев.

Документы, подтверждающие право на освобождение (продление срока освобождения):
• выписка из бухгалтерского баланса (для индивидуальных предпринимателей — выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций);
• выписка из книги продаж;
• копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Пример. Сумма выручки от реализации товаров без НДС составила:
— в январе — 400 ООО руб.
— в феврале — 420 ООО руб.
— в марте - 480 000 руб.

Общая сумма выручки за три последовательных месяца составила 1 300 000 руб. Поскольку выручка не превысила 2 000 000 руб., налогоплательщик имеет право не позднее 20-го апреля подать в налоговый орган заявление об освобождении. В этом случае организация получает освобождение от уплаты НДС на период с 1 апреля по 31 марта. Выручка за Н квартал составила:
— за апрель — 600 ООО руб.
— за май - 700 ООО руб.
— за июнь — 750 000 руб.

Общая сумма выручки составила — 2 050 000 руб. Следовательно, с 1 июня, месяца, в котором произошло превышение, и до 31 марта организация теряет право на освобождение, даже если выручка значительно ниже установленного предела, и уплачивает налог на общих основаниях. Организация должна сдать декларацию по НДС за июнь и уплатить в бюджет НДС за этот месяц.

Для целей налогообложения товаром является любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Работой является деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций или физических лиц.
Услугой считается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Реализацией товаров (работ, услуг) является передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому.

Для целей исчисления НДС к реализации приравнивается безвозмездная передача права собственности на товары, результатов выполненных работ и безвозмездное оказание услуг.

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории Российской Федерации, являются:
• контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
• документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Примеры. Российская организация реализовала принадлежащее ей здание в Германии. В данном случае реализация здания не облагается НДС, поскольку местом реализации является территория Германии.

Российское рыболовецкое судно осуществляет лов рыб в Финляндии и реализует улов без захода на территорию РФ. В данном случае реализация не облагается НДС, так как товар реализуется не на территории РФ.

Операции, не признаваемые объектом налогообложения, разделены на две группы. Первую группу составляют операции, которые определены в ст. 39 НК РФ как не признаваемые реализацией товаров (работ, услуг), а именно:
• передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный капитал, вклады по договору простого товарищества);
• передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества при выходе (выбытии) или при распределении имущества ликвидируемого общества или товарищества;
• передача имущества организации ее правопреемнику при ее реорганизации;
• передача имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности;
• передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества в случае выдела его доли или раздела такого имущества;
• передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
• изъятие имущества путем конфискации;
• наследование имущества;
• обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ;
• осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики).

Вторую группу составляют операции, определенные в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации как не признаваемые объектом налогообложения исключительно для целей НДС:
• передача на безвозмездной основе органам государственной власти и органам местного самоуправления (или, по решению указанных органов, специализированным организациям):
— жилых домов, детских садов, клубов, санаториев, других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения,
— дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов;
• передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
• передача на безвозмездной основе объектов основных средств:
— органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления,
— бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
• выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
• операции по реализации земельных участков (долей в них);
• передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам ).

Налоговым законодательством установлены льготы по НДС. Их перечень является единым на всей территории Российской Федерации и не может быть изменен решениями местных органов власти.

Освобождение от НДС предусмотрено для целого ряда товаров, работ и услуг в следующих отраслях:
• медицина;
• образование;
• культура;
• социальная сфера;
• общественный транспорт;
• некоторые операции с драгоценными металлами и камнями;
• банковские операции;
• некоторые операции на финансовом и фондовом рынках;
• услуга в области страхования;
• платные услуги и действия, государственных органов;
• некоторые виды научно-исследовательской деятельности;
• некоторые виды деятельности организаций инвалидов;
• безвозмездная помощь (содействие);
• некоторые иные виды товаров, работ и услуг. Медицина:
• медицинские товары;
• медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой (за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических).

Услуги в сфере образования:
• услуги по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса (за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений). Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.

Услуги в области спорта:
• реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия;
• оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий.

Услуги, оказываемые учреждениями культуры и искусства:
• предоставление напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов, книг;
• изготовление копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопирование, репродуцирование, ксерокопирование, микрокопирование с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений;
• услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений;
• доставка читателям и прием у читателей печатной продукции из фондов библиотеки;
• составление списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений;
• предоставление в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства;
• реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
• реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

Прочие услуги в области культуры:
• ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения указанных объектов; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ);
• работы (услуги) по производству кинопродукции, выполняемые (оказываемые) организациями кинематографии, реализация прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.

Услуги в социальной сфере:
• услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;
• услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
• работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов), в том числе: работы по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры; работы по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Указанные работы не подлежат налогообложению при условии финансирования этих работ исключительно и непосредственно за счет займов или кредитов, предоставляемых международными организациями и (или) правительствами иностранных государств, иностранными организациями или физическими лицами в соответствии с межправительственными или межгосударственными соглашениями Российской Федерации.
• реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;
• услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Товары социального назначения:
• продукты питания, непосредственно произведенные студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений (при условии реализации их в указанные учреждения);
• продукты питания, непосредственно произведенные организациями общественного питания и реализуемые ими указанным столовым или учреждениям.

Данные положения применяются в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, столовых медицинских организаций только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств Фонда обязательного медицинского страхования.

Транспорт и связь:
• услуги по перевозке пассажиров:
— городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного),
— морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении;
• услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание (подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ);
• работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), лоцманская проводка.

Операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями:
• реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа;
• реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центральному банку Российской Федерации, банкам);
• реализация драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт;
• реализация драгоценных камней в сырье и ограниченных специализированным внешнеэкономическим организациям, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центральному банку Российской Федерации и банкам;
• реализация драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, из фондов драгоценных металлов и камней субъектов РФ специализированным внешнеэкономическим организациям, Центральному Банку Российской Федерации и банкам, а также драгоценных металлов в слитках Центральным банком Российской Федерации и банками при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков);
• реализация необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности;
• реализация монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой Российской Федерации или валютой иностранных государств.

Осуществление банками банковских операций, за исключением операций по инкассации; осуществление банками прочих операций, таких, как:
• выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
• оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент — банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;
• осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации.

Прочие операции на финансовом рынке:
• реализация ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы);
• операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;
• оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме.

Услуги в области страхования:
• оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациям, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами*.
Платные услуги и действия государственных и уполномоченных органов:
• услуги, оказываемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина;
• все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов;
• пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).

Научно-исследовательская деятельность:
• выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций*;
• выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Деятельность организаций инвалидов:
• реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров, работ, услуг, за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов, работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых*:
— общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%,
— организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных выше общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%,
— учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные выше общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Безвозмездная помощь (содействие):
• товары (работы, услуги), за исключением подакцизных товаров; реализуемые (выполненные, оказанные) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».
Прочие товары, работы и услуга:
• ритуальные услуги, работы (услуги) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации).

Освобождение распространяется и на посреднические услуги;
• услуги по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемые архивными учреждениями и организациями;
• реализация лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа;
• проведение лотерей, организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса*;
• услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним;
• реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
• внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
• передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров*;
• услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности;
• проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров;
• реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы;
• предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.

Освобождение применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень данных иностранных государств определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Минфином России. Освобождение распространяется и на посреднические услуги;
• реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них.

При ввозе товара на территорию Российской Федерации законодательство также предусматривает установление перечня товаров, которые подлежат освобождению от НДС. В число таких товаров включены:
• товары, ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия) на территорию Российской Федераций (кроме подакцизных);
• медицинские товары отечественного и зарубежного производства;
• все виды печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками, музеями по международному книжному обмену;
• товары для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами;
• валюта Российской Федерации и иностранная валюта;
• продукция морского промысла, выловленная и (или) переработанная рыбопромышленными предприятиями Российской Федерации, и некоторые иные виды товаров.

Определение налоговой базы. Налоговая база представляет собой стоимостное выражение объекта налогообложения. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретаемых им на стороне товаров (работ, услуг). Итак, налоговой базой является стоимость реализованных товаров (работ, услуг) исходя из цены определяемой в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов и без включения НДС.

Налоговые органы для целей налогообложения вправе проверять правильность применения цен в следующих случаях:
• по сделкам между взаимозависимыми лицами;
• по товарообменным (бартерным) операциям;
• при совершении внешнеторговых сделок;
• при отклонении цены сделки более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), в пределах непродолжительного времени.

Если в результате проверки окажется, что цена, применяемая налогоплательщиком, отклоняется более чем на 20% от рыночной цены идентичных товаров, то налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени исходя из рыночных цен.

Источник: 
Налоги и налогообложение : учебное пособие / О.В. Качур. — М. : КНОРУС, 2007
Темы: