Надежность оператора в СЧМ

Понятие надежность было перенесено в инженерную психологию из техники, где оно используется для определения способности устройства сохранять требуемое качество в установленных условиях работы. Такое определение по своему содержанию и форме оказалось вполне применимым и для оценки деятельности оператора. Это обстоятельство послужило поводом для использования в инженерной психологии как этого понятия, так и многих других положений теории технической надежности для анализа и оценки деятельности оператора и работы системы «человек-машина».

Проблема надежности человека, давно изучается в экспериментальной психологии. В классических опытах по исследованию показателей времени реагирования, измерению объема памяти, работоспособности человека и пр., наряду с другими показателями, оценивались и характеристики стабильности получаемых результатов по времени, т.е. фактически надежность выполнения испытуемыми заданных функций. С началом развития инженерной психологии в эту область были перенесены многие методы и средства экспериментальной психологии, в том числе и методы определения надежности выполнения оператором отдельных действий (считывания показаний приборов, сенсомо-торных, двигательных актов и пр.).

В.Д. Небылицын определяет основные характеристики надежности операторского труда, важные для более полного анализа этой деятельности:

  1. «долговременная» выносливость (сопротивляемость усталости к концу дня и, особенно, при монотонной работе);
  2. выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению (так, при авариях необходимо выполнять максимальный объем работ в минимальные сроки);
  3. помехоустойчивость (устойчивость внимания);
  4. спонтанная отвлекаемость (устойчивость к внутренним отвлекающим факторам, особенно в условиях пассивного наблюдения у операторов-контролеров);
  5. реакция на непредвиденные раздражители (в случае непредвиденного сигнала иногда наблюдается период «психической рефракторности», когда восприятие сужается и концентрируется лишь на источнике этого раздражителя, не замечая другие важные сигналы);
  6. переключаемость внимания (сокращение времени на «вхождение» в деятельность по выполнению новой работы;
  7. устойчивость к действию факторов среды (температуре, давлению, влажности, вибрации, шуму, ускорению и т.п.).

Таким образом, нами рассматривается надежность оператора не только как функция его индивидуальных физиологических и психологических качеств, но и как функция возникающих у него задач и технических условий, в которых они разрешаются.

При оценке надежности оператора первым делом необходимо определить, что понимается под отказом оператора. По аналогии с определением отказа технических устройств в инженерной психологии отказ человека-оператора рассматривается как невыполнение им предписанных действий или снижение качества их выполнения за пределы, необходимые для достижения цели.

В указанном определении отказ человека-оператора квалифицируется по его конечным результатам. Это обстоятельство имеет здесь принципиальное значение, поскольку человек располагает большими компенсаторными возможностями, позволяющими ему своевременно приостанавливать и исправлять неправильные действия, а также предотвращать их отрицательное влияние на систему.

Отказы оператора иногда подразделяют следующим образом:

  • активные и пассивные (первые связывают с неправильным опознанием сигналов, неправильным выполнением действий, и пр., вторые - с ошибками памяти, внимания и пр.);
  • внезапные и постепенные (отказ возникает скачкообразно или в результате постепенного накопления сдвигов);
  • явные и неявные (проявляются сразу или впоследствии).
  • устойчивые и временные. Устойчивыми называются такие отказы, причина которых может быть устранена предоставлением человеку времени или условий для восстановления работоспособности. Причинами их являются болезнь, сон, утомление и т.д. Временные - это такие отказы, причина которых са-моустранима. Пример их-ошибки в работе оператора. Характерным для таких отказов есть то, что они не связаны с какими-либо изменениями в организме оператора.

Поскольку отказы человека-оператора можно рассматривать как его крупные ошибки, ведущие к прекращению деятельности, то к ним следует подходить с теми же критериями, которые используются при анализе ошибок.

Ключевые слова: Оператор
Оставить комментарий