Наблюдаемые признаки развития аддиктивного поведения

Сигналы опасности — личностные изменения:

  • резкие перепады настроения в короткий промежуток времени;
  • нарастающие раздражительность, скрытность, враждебность, замкнутость, угрюмость, подавленность, беспокойство;
  • потребность в немедленном удовлетворении своих желаний;
  • отказ обсуждать с родителями свои проблемы;
  • все возрастающая изоляция от семьи;
  • нежелание знакомить своих новых друзей с родителями;
  • все большее охлаждение к прежним друзьям;
  • новые знакомства с теми, кто намного старше, с людьми со странностями или с очевидными наркоманами;
  • равнодушие к учебе, спорту, прежним увлечениям;
  • появление у детей чувства ущербности, комплекса неполноценности;
  • нарастание социальной изоляции;
  • отрицание того, что наркотики могут приносить вред;
  • лживость;
  • постоянные опоздания в школу и поздние возвращения домой;
  • потеря чувства времени;
  • усиливающаяся импульсивность.

Сигналы опасности — изменения в привычках и образе жизни:

  • необъяснимые отлучки из дома;
  • неспособность даже приблизительно определить время своего отсутствия;
  • игнорирование семейных праздников;
  • неожиданный рост аппетита и неожиданная потеря аппетита;
  • страстная потребность в сладком;
  • изменения в режиме сна и бодрствования: ребенок спит днем и бодрствует ночью;
  • кражи и распродажи домашнего имущества;
  • вымогательство денег;
  • обильное употребление в речи сленга и терминов, непонятных взрослым;
  • частое проветривание своей комнаты;
  • использование благовоний, освежителей воздуха, дыхания, духов, дезодорантов — для устранения наркотических запахов;
  • ухудшение успеваемости;
  • сонливость на уроках.

Сигналы опасности — изменения в физическом состоянии:

  • потеря веса;
  • утомляемость;
  • частые простуды, грипп, желудочные боли и судороги;
  • утренняя слабость на фоне вечерней активности;
  • сексуальное безразличие;
  • сбои в менструальном цикле;
  • бессвязная, невнятная или быстрая, торопливая речь;
  • обмороки, потеря сознания;
  • воспаленные, отекшие или «стеклянные» глаза;
  • расширенные или суженные зрачки;
  • недостаточная подвижность глаз;
  • нарывы и болячки вокруг ноздрей;
  • чихание;
  • сухость во рту;
  • кашель;
  • следы уколов на теле;
  • постоянное использование одежды с длинными рукавами;
  • обесцвеченные пальцы;
  • повышенная потливость;
  • холодная липкая кожа;
  • повышенная нервозность, сверхактивность;
  • головокружения;
  • пренебрежение личной гигиеной. Сигналы опасности — специфические находки:
  • порошок, упакованный в маленькие бумажные свертки;
  • упакованные в целлофан кусочки темно-коричневой массы;
  • зеленоватый порошок растительного происхождения (чаще всего упакованный в спичечные коробки);
  • чайные, столовые ложки со следами подогревания на открытом огне;
  • лекарственные препараты (снотворные, успокаивающие средства) в таблетках и ампулах;
  • папиросы «Беломорканал» и упаковки от них;
  • шприцы и упаковки от них;
  • разноцветные таблетки с выдавленными на поверхности картинками и символами;
  • марки, не очень похожие на почтовые.

В настоящее время существует ряд подходов к диагностике повышенного риска алкоголизма и наркомании у подростков, коррекции их поведения, эмоциональных нарушений. Согласно наркологическому подходу, основными признаками риска считаются злоупотребление чаем, кофе, табаком, алкоголем, наследственная отягощенность наркологическими и психическими заболеваниями. При педагогическом подходе признаками риска считаются вредные привычки (грызение ногтей, курение), педагогическая запущенность, воспитание в социально неблагополучных семьях. Правоохранительный подход в качестве основных признаков риска рассматривает определенные формы девиантного поведения: азартные игры, самовольные уходы из семьи, уклонение от учебы и работы, участие в асоциальных подростковых группах. Психиатрический подход основное значение придает психическим нарушениям: неврозам, психопатиям, депрессиям, органической мозговой патологии.

Подходя психологически, особенно с точки зрения возрастной психологии, к группе риска по отношению к наркозависимости следует отнести всех детей и подростков в возрастном диапазоне от 10 до 18 лет, независимо от их личностно-психологических особенностей. Убедительных данных о преимущественной представленности каких-то специфических особенностей личности в преморбиде подростков, больных наркоманией, пока не существует. Для категории «группы риска» характерны личностные особенности, обусловленные во многом психологией самого этапа возрастного развития.

В сфере поведения этап характеризуется нестабильностью отношений с окружающими, ограниченным репертуаром реакций на фрустрацию, низкой стрессовой толерантностью, высоким уровнем притязаний при недостаточно критичной оценке своих возможностей.

В аффективной сфере характерны: эмоциональная лабильность, склонность к тревожным и депрессивным реакциям, нестабильность самооценки.

В мотивационной сфере: высокая потребность в самоутверждении, в принадлежности к референтной группе.

В когнитивной сфере: «аффективная» (основанная на эмоциях) и «селективная» (основанная на деталях, вырванных из контекста) логика, «генерализация» (склонность к обобщениям на основании единичных фактов), чрезмерная категоричность суждений (по типу «все или ничего»).

Морфологические и физиологические изменения в организме, обусловленные пубертатом, повышают риск психосоматических заболеваний, оказывают существенное влияние на самочувствие (тревога, повышенная утомляемость) и настроение подростков. Среди специфических факторов риска особо значимы следующие: дисгармоничные отношения в семье; неадекватный тип воспитания; неблагоприятные отношения в школьном коллективе, неблагополучная среда общения вне школы; хронические соматические заболевания и психологические травмы.

На возникновение наркомании в подростковом возрасте могут оказывать влияние и особенности характера, точнее его определенные акцентуации. Хорошо известны работы К. Леонгарда, П. Б. Ганнушкина, А. Е. Личко, в которых приведены результаты исследований по данной проблеме. Под акцентуацией характера авторы понимали крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера человека чрезмерно усилены. Так, например, высокий риск наркомании и тягу к азартным играм у эпилептоидов можно объяснить присущей им силой влечений. Гипертимы проявляют особый интерес к галлюциногенам и ингалянтам, которые способны вызывать яркие и красочные фантазии. Кроме того, им свойственны стремление «все попробовать» и страсть к новым, неизведанным и все более интенсивным переживаниям.

А. Е. Личко и В. С. Битенский полагают, что риск злоупотребления наркотиками наиболее высок для акцентуации характера по типу «неустойчивый». Неустойчивость — это характеристика не эмоциональной сферы, а поведенческие особенности: неспособность подростка занять себя чем-либо полезным и конструктивным, нерасположенность к систематическому труду, к учебе, гедонистические установки, отсутствие потребности планировать свою жизнь. Высок риск также для истероидного типа. При шизоидном типе акцентуации преобладает тенденция к применению опийных препаратов и гашиша, т. е. желание вызвать у себя эмоционально-приятное состояние. При эмоционально-лабильном типе риск в целом значительно ниже. При циклотимной, сензитивной и психастенической акцентуациях употребление наркотических и психоактивных веществ, по данным Личко и Битенского, встречается редко.

На поздних этапах развития наркомании индивидуальные различия между личностями наркоманов стираются, и все они становятся одинаковыми как в плане внешнего вида, так и в образе мышления, выражения мыслей, в отношении к жизни. Способность к аналитическому мышлению у большинства наркоманов нарушена, и они не в состоянии уяснить, что состояние их сознания не является нормальным. Состояние измененного сознания их не беспокоит, их больше беспокоят те, кто такого состояния не понимает.

Потребность в изменениях состояния сознания является характерной для рода человеческого вообще, но ведь не все же принимают наркотики, а тем более становятся наркоманами. Что толкает некоторых людей в кризисных ситуациях к наркотику? Зависимость представляет собой неспособность или нежелание человека контролировать свою жизнь и свое поведение, что неизбежно приводит его к утрате полноценных связей с реальностью, прежде всего социальной. С помощью наркотика аддиктивный подросток пытается компенсировать этот недостаток социально-психологической адаптации.

Не всякая аддикция может быть отнесена к сфере медико-биологической компетенции и описана как болезнь или патологический синдром. В то же время в социальном смысле любая аддикция так или иначе разрушительна для гармоничного функционирования личности и человеческого сообщества в целом. Наряду с психоактивными веществами (ПАВ), создающими почву для развития сначала аддикции, а затем и химической зависимости, существуют группы психоактивных агентов иной природы (прежде всего социально-психологической), которые также могут порождать зависимое поведение: «власть», «деньги», «социальный престиж», «секс», «мода», потребление продуктов материальной и нематериальной природы, специально создаваемых для удовлетворения потребностей человека в игре, развлечении, в достижении максимально возможного уровня наслаждения, максимального физического и психологического комфорта. В этом смысле нельзя отказать в логике наркоманам, которые, не отрицая у себя зависимости, указывают своим обличителям на их собственную несвободу от чрезмерных пристрастий: стяжательство, вещизм, шопинг, «тусовки», пивные фестивали; коммерчески-спортивные зрелища с их «фанатизмом», развлекательные шоу и телесериалы, «криминальное чтиво», порнопродукция и прочие «национальные особенности рыбалки и охоты».

Говоря о причинах, толкающих человека к наркотикам и, в более широком смысле, к утрате личной независимости, к зависимому поведению, исследователи называют обширный их список, начиная от простого детского «любопытства» до глубинных подсознательных влечений. Нам представляется, что основную причину «нащупал» еще Ф. М. Достоевский в «поэме» Ивана Карамазова о Великом Инквизиторе. Попробуем схематично сформулировать эту причину:

Человек наделен свободой воли, способностью выбирать между Добром и Злом. Путь Добра трезв и аскетичен, он связан с каждодневной ответственностью за свои поступки. Этот выбор по силам лишь немногим. Путь Зла легок и соблазнителен, но чреват общественным неустройством, муками совести, внутренним конфликтом. Если есть «волшебное» средство, способное «успокоить совесть», отключить ее, обеспечить переход в измененное состояние сознания, то слабый человек откажется от своей свободы в пользу зависимости от такого средства или в пользу силы, манипулирующей таким средством. Отключающим средством могут быть не только рекламные «волшебные пузырьки» и запрещенные таблетки, но и насаждаемая повседневно идеология «общества потребления».

«Пятнадцать веков мучились мы с этою свободой, но теперь это кончено и кончено крепко», — говорит Инквизитор Христу, вновь посетившему сей мир. — «...Знай, что теперь и именно ныне эти люди уверены более чем когда-нибудь, что свободны вполне, а между тем сами же они принесли нам свободу свою и покорно положили ее к ногам нашим».

Ключевые слова: Аддикция
Источник: Григорьев Н.Б., Психологическое консультирование
Материалы по теме
Патология влечения (аддикции) к ПАВ
...
Аддикции и пол
Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Аддиктивное поведение подростков
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Компьютерная аддикция
Юрьева Л.Н., История. Культура. Психические и поведенческие расстройства
Факторы риска аддиктивного поведения
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Аддиктивный тип девиантного поведения
Менделевич В.Д., Наркозависимость
Гэмблинг
Короленко Ц.П., Психосоциальная аддиктология
Химические аддикции
Короленко Ц.П., Психосоциальная аддиктология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий