Мышление как процесс решения задач

По мнению П.Я. Гальперина, любая психическая деятельность (восприятие, память, аффект), а не только мышление, связана с решением задач. Специфика решения задач с помощью мышления заключается в том, что решение не может быть найдено с помощью наблюдения, даже систематического. Например, животное, решая задачу, которая находится в поле его восприятия, не может решить ее только с помощью обследования ситуации, оно должно найти новый путь, который раньше не проходило. Мышление возникает тогда, когда для решения задачи нет готовых средств, и такое решение нужно найти. Это решение задачи, превосходящей наши наличные возможности.

Мышление как процесс решения задач изучалось либо в ходе экспериментов, либо в ходе анализа рассказов творческих личностей. И в том и в другом случае это наблюдение над уже совершающимся процессом мышления. Это эксперименты К. Дункера, О. Зельца, А.Н. Леонтьева, А.В. Брушлинского, О.К. Тихомирова, А.Я. Пономарева. П.Я. Гальперин считает, что объективно процесс решения задач можно изучить, только формируя его.

Стадии мышления (выделенные в ходе наблюдения):
1. Столкновение с неожиданностью (несоответствием обычному представлению), которая вызывает недоумение. Это форма вовлечения человека в еще несформулированную задачу. Эта стадия не всегда бывает заметна, но всегда имеет место. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять, недоумение, удивление, противоречие. Эмоциональное состояние человека в начале мыслительного процесса является напряженным, а в конце – удовлетворенным.
2. Формулировка задачи, осознание проблемной ситуации. Проблемная ситуация отражается в виде вопроса. Она отражает дефицит информации, необходимой для реализации какого-либо действия. Сама постановка проблемы и умение сформулировать вопрос требуют сложной мыслительной работы. Возникновение вопросов – первый признак начинающегося понимания. Чем больше человек знает, тем лучше он знает, чего он не знает.

Формулировка имеет большое значение для последующей ориентировки поиска. Иногда бывает неудачной – не соответствующей подлинному содержанию того, что остановило внимание человека. Неудачная формулировка приводит к тому, что поиски решения производятся в ложном направлении.

3. Пробы решений. Вначале человек пытается решить новую задачу как одну из уже известных – вспоминает все, что могло бы ему помочь решить задачу. Если задача не очень сложная, то одна из проб приведет к ее решению. Если задача носит наглядно-действенный характер, то все данные для ее решения заключены в наглядном содержании самой задачи. Для решения такой задачи достаточно по-новому соотнести наглядные данные. Если же содержание задачи выходит за пределы наглядной ситуации, для ее решения требуется привлечь теоретические знания.

Первый шаг заключается в отнесении возникшей проблемы к некото-рой области знания. Происходит привлечение уже имеющихся знаний в качестве методов или средств разрешения проблемы. Эти знания могут вы-ступать в виде правил, и тогда решение задачи совершается путем применения правил. Использование правила для решения задачи включает две мыслительные операции: а) определить, какое правило должно быть привлечено для решения данной задачи; б) применение этого правила к частным условиям конкретной задачи.

Если задача сложная, то большинство проб кончаются неудачей. Решение сложных задач происходит на основе гипотез – предполагаемых решений проблемы. Гипотеза нуждается в проверке (оценке вероятности каждого из возможных вариантов). Проверка гипотез свидетельствует о критичности мышления. Некритичный ум первое подвернувшееся решение принимает за окончательное. Если решение задачи остается недостигнутым, а ничего нового в голову не приходит - это время инкубации (созревания) идеи. Инкубация может длиться годами.

4. Фаза открытия, внезапного усмотрения решения, неожиданного озарения. Озаряющая идея – это 3-5 % всего открытия, за ней возникает необходимость решения целого ряда вторичных задач, без которых основная идея не может быть воплощена. Это достижение окончательного суждения по данной проблеме, ответа на поставленный вопрос. Характеризуется феноменом понимания.

5. Фаза проверки. В пользу выдвинутой гипотезы нужно найти такой факт или теоретическое положение, которые бы решались с помощью этой гипотезы и не решались с помощью других, одинаково возможных. Принятое решение испытывается на практике и в случае необходимости уточняется, исправляется или изменяется.

На процесс решения задачи большое влияние оказывают (приводя к ложным решениям):

  1. Безотчетные (неосознаваемые) представления человека о том, что нужно искать (поисковая модель) и где это нужно искать (поисковая область) (К. Дункер). Эти представления ориентируют поиски решения и часто становятся препятствием к нахождению истинного решения. Например, требуется решить задачу «Дана цепочка из трех звеньев. Нужно разрезать любое звено этой цепочки так, чтобы она распалась на три части». Трудность решения задачи для большинства людей заключается в том, что они представляют (поисковая модель), что в результате должно получиться три звена, а не три части, как требуется. Это направляет процесс решения в ложную сторону. При этом истинные представления скрыты и о них не думают.
  2. Беглость ознакомления с условиями задачи. В результате условия представляются как обычные, не требующие обстоятельного анализа, а некоторые существенные условия вообще не учитываются. Более обстоятельный анализ условий задач начинают обычно только после серьезных неудач.
  3. Беспорядочная эмиссия догадок – догадки возникают не по мере анализа задачи, а совершенно спонтанно. Выхватываются отдельные моменты, и по отношению к ним делается предположение. Неудачную догадку субъект неоправданно быстро отбрасывает и не делает ее основательного анализа, который позволил бы выяснить причину неудачи, тем самым уточнив условия задачи, а также не указанные в условиях скрытые связи. Выяснение причин неудач – важный путь к правильному решению.

Важное направление в исследовании мышления как процесса решения задач – теория антиципирующей схемы и признание необходимости подсказки (случаев) в творческом решении (О. Зельц). В процессе решения задачи (даже при неудачных попытках решения) у человека складывается неосознанное отражение системы истинных условий этой задачи (антиципирующая схема). Он пытается решить задачу, но она не решается. Поскольку решение задачи не закончено, эта система остается незамкнутой. Она замыкается лишь тогда, когда находится решение. После бесплодных попыток наблюдается  пустой промежуток – человек не знает, где искать решение и что оно может представлять, он находится в полной растерянности и нуждается в подсказке. Она может быть внешней (впечатление извне) или внутренней (случайный ход мыслей, посторонних по отношению к задаче). Тогда замыкается система условий и возникает ага-реакция (предвосхищение будущего решения). Подсказку рекомендуют искать в областях, далеких от решаемой задачи и, не пытаясь найти решение. Решение задачи не получится, пока антиципирующая схема не пройдет период инкубации. Подсказка помогает заполнить пробел в антиципирующей схеме.

Отрицательное следствие этой теории: если антиципирующая схема человека неверна, то человек даже попавшееся ему объективно верное решение отбросит из-за того, что оно не соответствует его антиципирующей схеме. Если в соответствии с этой теорией двигаться от условий к цели, человека ждут только неудачи. В антиципирующую схему начинают включаться результаты неудачных попыток.

По мнению П.Я. Гальперина, чтобы решить задачу (завершить схему), нужно изменение позицию, взглянуть на задачу с иной точки зрения. Вот почему многие трудные задачи часто решаются посторонним человеком, который подходит к ней с новой стороны. Прежде, чем бросаться сразу решать задачу (лихорадочные попытки что-то делать, не разобравшись), нужно подумать, внимательно ознакомиться с условиями задачи. Условия (существенные) нужно разделить пространственно – записать в столбик по отдельности. Далее следует восстановление проблемной ситуации – восстановление системы отношений, существенных для этой задачи. Сокращает зону поиска также проверка каждой догадки с выяснением причин ее неудач.

А.Р. Лурия указывает на то, что задача ставит перед решающим ее цель, сформулированную в вопросе, который не заключает в себе ответа. Цель дана в определенных условиях.

Решение задачи начинается с ориентировки в условиях задачи – выделения из содержания самого главного при сопоставлении входящих в его состав частей (ориентировочная основа интеллектуального действия). Ориентировка предполагает одновременное (симультанное) обозрение всех элементов условия и позволяет создать общую стратегию решения задачи; устанавливает логическое соотношение между условием и конечным вопросом. Отсутствие предварительной ориентировки приводит к тому, что логическая система, включенная в условие задачи, распадется на отдельные фрагменты, провоцирующие импульсивные операции.

В результате появляется гипотеза (стратегия решения) – путь, по которому должно пойти решение. Определив стратегию, решающий выделяет частные операции, которые должны остаться в пределах общей стратегии и последовательность которых должна строго соблюдаться. Утрата связи отдельных операций с исходным условием делает невозможным решение задачи. Решающий должен затормозить попытки непосредственных импульсивно возникающих операций, неподчиненных общей стратегии.

Полученный результат нужно сличить с исходным условием. Если результат соответствует условию, решающий заканчивает действие, если нет – начинает действие снова.

Например, дается для решения задача «У Оли было 3 яблока, у Сони – на 2 яблока больше; сколько яблок было у обеих девочек?». Импульсивно возникающая операция - сложение двух упомянутых чисел – приводит к ложному результату. Необходимо сформулировать дополнительный вопрос, не обозначенный в условии, и выполнить промежуточную операцию.

А.Р. Лурия также подчеркивает, что решение задачи должно протекать в рамках одной замкнутой логической системы, ограниченной теми данными, которые сформулированы в условиях задачи. Решающий задачу не может добавлять от себя никаких дополнительных аргументов, побочных ассоциаций, возбуждаемых прежним опытом. Решающий задачу, в которой спрашивается, сколько чая в двух ящиках, каждый из которых имеет такой-то вес, не станет рассуждать о сортах чая, о месте, где чай хранится, о том, возникает ли усушка при его хранении. Процесс решения задачи ограничивается формальными условиями, и возникающие у субъекта дополнительные соображения не могут приниматься в расчет. Решающему задачу безразлично, соответствуют или не соответствуют реальным жизненным условиям условия, сформулированные в задаче.

Ключевые слова: Мышление
Источник: Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Материалы по теме
Мышление как объект логики
Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: Учебное пособие: ИКФ Омега-Л; Москва; 2002
Социальное мышление как решение задач
...
Место образного компонента в мышлении
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Интуитивное мышление
Карпов А.В., Общая психология
Центральный фактор мышления
Дьюи Джон, Психология и педагогика мышления
Операции и формы мышления
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Речь и отношение её к мышлению
Теплов Б.М., Психология
Этапы формирования умственных действий и понятий
Мандель Б.Р., Педагогическая психология
Оставить комментарий