Мышление человека как объект логики

Человек, обладая сознанием, отражает действительность, приобретает знания о природе, обществе и самом себе. Полученные знания сами по себе не имеют самостоятельной ценности. Знание в основном тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем. Поэтому цель познания — получение не любых знаний, а истинных, использование которых, при соблюдении ряда условий, приводит к верным результатам. Под истиной понимается такое знание, которое адекватно отражает в сознании человека явления и процессы действительности.

Есть знания, истинность которых видна непосредственно. Таковыми являются факты сознания, прямо отражающие вкусовые качества продовольственной продукции или дизайн промышленных товаров, наличие или отсутствие денег для коммерческой деятельности, содержание бизнес-плана, показатели объема производства, себестоимости продукции, доходности предприятия и т. п. Такого рода факты познаются в процессе непосредственного физического взаимодействия экономиста с объектом познания при помощи органов чувств. Эти факты принято называть очевидными, они не нуждаются в доказательстве, их истинность самоочевидна. К числу непосредственно очевидных знаний относятся те, которые являются результатом чувственного познания. Чувственное познание осуществляется и закрепляется в сознании в трех основных формах: ощущениях, восприятиях и представлениях.

Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов материального мира: цвета, формы, запаха, вкуса и т. д.

Восприятие — это целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Например, образ конкретного товара, места осуществления купли-продажи, конкретного человека и т. д.

Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если ощущение и восприятие возникают лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется в сознании тогда, когда такое воздействие уже отсутствует. Таково, например, представление о человеке, с которым приходилось встречаться раньше. Чувственное познание, таким образом, дает нам непосредственные знания об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Оно эмоционально ярко, многогранно, но редко позволяет познать объект более глубоко, в его существенных признаках и качестве. Кроме непосредственных знаний есть знания, истинность которых достигается опосредованно, т. е. с помощью других знаний, не всегда обращаясь к показаниям органов чувств. Эти знания — результат логического познания, мышления.

Мышление — это высшая, по отношению к чувственной, форма отражения бытия, состоящая в целенаправленном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Обобщая имеющиеся знания, люди посредством мышления открывают законы природы, общества и познания, проникают в сущность явлений, закономерную связь между ними. Изучается то, что невозможно познать при помощи органов чувств. Кроме этого только опосредованно могут быть познаны события как прошлого, так и будущего, например, причины снижения темпов экономического развития нашего государства в 70—80-х годах XX в. или предполагаемый доход от предстоящей коммерческой сделки. А это — знания о явлениях, которые сегодня непосредственно не наблюдаются. При этом опосредованное знание доказывается, делается убедительным, очевидным при помощи знаний непосредственных.

Важно иметь в виду, что в реальном познавательном процессе чувственное познание и мышление находятся в неразрывном единстве. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, свойственные не только восприятиям и представлениям, но в определенной степени и ощущениям, составляет предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных при помощи органов чувств. Например, восприятие цены товара есть процесс чувственной фиксации сознанием человека новой информации, которая рождает элементы размышления и побуждения к последующим действиям. Покупки основаны на размышлении. В их описании принято выделять две стороны. Одна связана с продумыванием вопроса, каким образом купить нечто наилучшее (или в наибольшей степени удовлетворяющее конкретную потребность). Другая — с размышлениями по поводу того, как наилучшим образом обосновать для себя полезность и целесообразность уже сделанной покупки. Важное место в познании занимает интуиция — способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Мышление производно от бытия, от окружающей действительности; оно является продуктом деятельности человеческого мозга. В содержании нашего мышлении нет ничего, чего бы не было в реальной картине мира. Даже самые фантастические образы, если их разложить на составляющие элементы, сконструированы на основании того, что есть в действительности. Вспомним, к примеру, образы ковра-самолета, скатерти-самобранки, Киборга и т. п.

Следовательно, порядок и связь реальных вещей определяют содержание, порядок и связь наших мыслей. То есть важнейшая сторона действительности — это необходимость, существующая вне и независимо от человеческого сознания и, будучи отраженной в мышлении, выступающая в качестве логической необходимости. Вот почему мышление логично от природы и в своих рассуждениях человек, как правило, непроизвольно, стихийно следует законам природы.

Однако мышление, являясь производным от бытия, обладает относительной самостоятельностью. Проявление данного свойства мышления весьма разнообразно и может иметь как позитивную, так и негативную направленность. Например, позитивность самостоятельности мышления проявляется в его способности опережать бытие и предвидеть будущее, в творческом характере мышления, в умении обмениваться информацией, вырабатывать стратегию взаимодействия, понимать другого человека и т. п. Но иногда самостоятельность мышления достигает такой степени, что человек теряет контроль над соответствием мысли действительному содержанию отражаемого объекта, способностью мысли воспроизводить в своем строении объективную структуру действительности. Мысль как бы отрывается от своего объективного основания, человек начинает формулировать знания, искаженно отражающие объект познания или совсем с ним уже не связанные. В результате мысль становится расплывчатой, противоречивой, неубедительной, непоследовательной и необоснованной. Это может произойти не только непроизвольно, случайно, но и преднамеренно. Например, продавец, желая продать покупателю некондиционный товар, искажает его реальные качественные характеристики не только чувственно, но и хитро логически. Это одно из отрицательных проявлений самостоятельности мышления.

В конечном итоге самостоятельность мышления заключается в том, что оно само является объектом познания. Мышление познается человеком так же, как и любой предмет физической реальности, отражаемый мышлением. Мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Но чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику часто называют наукой о правильном мышлении, т. е. объект логики как науки — мышление.

Мы сделали первый шаг в выяснении того, что изучает логика. Главной особенностью ее объекта является то, что он идеален. Что это означает? И чем идеальное отличается от материального? Удачное, на наш взгляд, пояснение различия между материальным и идеальным дал русский философ А. Ф. Лосев. Он пояснял, что действительную палку можно строгать, ломать и даже совсем сжечь. Но идею палки нельзя ни строгать, ни ломать, ни жечь. Воздухом можно дышать, и хлеб можно есть, но идеей воздуха нельзя дышать, и идею хлеба нельзя есть. Иначе говоря, материальное существует в пространстве и во времени, обладает атрибутивными свойствами, доступно человеку как нечто такое, что воздействует на его органы чувств. У идеального этого ничего нет. Данное обстоятельство необходимо учитывать, рассматривая мышление как объект изучения логики. Сознание и мышление человека изучаются опосредованно — через физическую речь и процессы их опредмечивания.

Но мышление — сложный, многосторонний процесс. И логику в нем интересует отнюдь не все. Происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию изучает философия. Физиология интересуется тем, как зависит мышление от состояний мозга — материального субстрата мысли. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика старается раскрыть тайны наследования людьми способностей к какой-либо мыслительной деятельности. Языкознание интересует сущность слова и знака, языка и речи в целом как инструментов мыслительной деятельности человека. Ученые-кибернетики изучают технические возможности моделирования мозга и человеческого мышления.

Человеку присущи различные типы мышления, представленные на схеме.


Основное различие между теоретическим и практическим видами мышления в том, что они по-разному связаны с практикой. Так, практическое мышление в основном направлено на разрешение частных конкретных задач жизнедеятельности людей, тогда как теоретическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей познаваемой действительности.

Ключевые слова: Мышление, Логика
Источник: Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Материалы по теме
Мышление как объект логики
Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: Учебное пособие: ИКФ Омега-Л; Москва; 2002
Мышление и язык в логике
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Предмет психологии мышления
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Понятие мышления и теории умственной логики
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Патология (нарушения) мышления. Виды и формы
Лисняк М. А., Курс судебной психиатрии для юристов: учебное пособие. — Москва : Проспект,...
Формирование и развитие мышления
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Мышление и творчество, как ценности культурной деятельности
Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Мыслительные операции
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Оставить комментарий