Мотивы поведения людей в сфере экономики

+1
+4
-1

Исследование логики поведения людей в мире производства, обмена и потребления сегодня является сферой внимания сразу нескольких направлений науки:
• классической экономической теории;
• социологии;
• институциональной экономики;
• нейроэкономики.

Институциональная экономика — отрасль экономической науки, которая изучает влияние на хозяйственную деятельность таких факторов, как законодательство, традиции, обычаи, нравы, культура отношений между людьми.

Нейроэкономика — научное направление, использующее методы социальных экспериментов и аппаратного наблюдения за процессами в мозге человека для выявления реальных механизмов принятия людьми экономических и иных решений.

Целостной и непротиворечивой теории, объединяющей выводы ученых всех этих научных школ, пока еще не создано, и потому для описания мотивов и закономерностей поведения людей в сфере хозяйственной деятельности до сих пор чаще всего используются модели классической экономической теории — не из-за того, что они самые точные, а из-за того, что они пока лучше всего описывают поведение основной массы людей.

Профессор Дэниэл Канеман в 2003 г. получил Нобелевскую премию по экономике за то, что сумел экспериментально доказать — люди часто принимают экономические решения совершенно нерационально. Как выяснилось, человеческий мозг не создан для решения экономических проблем — мы заранее слишком сильно боимся неизвестности. В момент принятия непонятного нам до конца решения (например, выбора направления вложения денежных средств) мы интуитивно завышаем вероятность потерь и стараемся рисковать реже, чем следовало бы при совершенно рациональном поведении. Люди часто мыслят не строго логично. Например, потеря 10 дол. анализируется мозгом не так, как приобретение тех же 10 дол. В результате, если человеку сначала дать, а потом забрать какую-то сумму, он будет чувствовать себя хуже, чем если бы ему вообще ничего не давали (что в сущности и произошло).

В основе этих моделей лежат три понятия:
1) рациональности — человек старается выбрать из многих вариантов поведения тот, который ему кажется самым выгодным для себя;
2) убывающей полезности потребляемых благ — по мере насыщения потребности ценность для человека одних и тех же благ падает;
3) существования цены выбора (альтернативных издержек) — выбор одного варианта использования ограниченных ресурсов делает невозможными все остальные варианты такого использования и соответственно влечет потерю возможной выгоды от них.

Рациональность с точки зрения экономической теории состоит в том, что человек, как правило, старается получить из всех доступных ему вариантов благ именно те, которые принесут лично ему наибольшую возможную выгоду, пользу или наслаждение.

Убывающая полезность, как многие выдающиеся идеи, на первый взгляд кажется совершенно очевидной. Она состоит в том, что человек всегда определяет ценность дополнительно получаемого блага не абстрактно, а с учетом того, обладает ли он уже чем-то подобным, и если да, то в каком количестве. Для большей ясности рассмотрим простейший пример — с пирожными.

Предположим, что, заглянув с друзьями в кафе, вы с удовольствием возьмете к кофе вкусное пирожное. Не исключено, что оно вам так понравится, что вы закажете и второе. Вероятность заказа третьего, четвертого и т.д. пирожных будет уже проблематична (даже для сладкоежек).

Дело в том, что по мере роста числа съеденных вами пирожных начинает действовать универсальная закономерность — относительная ценность каждого нового пирожного (измеряемая доставляемым удовольствием) для вас снижается, а ваши возможности купить на остаток денег еще какие-то блага сокращаются. С одной стороны, на однотипно сладкой пище снижается чувствительность вкусовых рецепторов и соответственно удовольствие от еды. С другой стороны, увеличивая число заказанных пирожных, вы все сильнее истощаете свой кошелек, а значит, сужаете круг тех благ, на приобретение которых хватит оставшихся денег.

Приведенный выше простейший пример показывает, что существует разница между общей и предельной (маржинальной) полезностью благ.

Общая полезность блага — суммарная выгода (польза), получаемая человеком, фирмой или страной от использования всего объема благ определенного типа.

Предельная (маржинальная) полезность блага — выгода (польза), получаемая от дополнительно использованной единицы блага.

 

Такая полезность называется предельной, потому что она характеризует ту пользу, которую приносит благо, находящееся как бы на пределе, на границе расширяющегося поля потребления. Именно этим объясняется второй вариант названия этой полезности — «маржинальная», так как по-английски слово margin как раз и означает «граница».

Закономерность убывания предельной (маржинальной) полезности относится не только к потребительским благам. Точно так же эта закономерность проявляется в любой сфере, где польза от дополнительной единицы ресурса или блага (найма дополнительных работников, установки дополнительных станков, возведения дополнительных цехов) также начинает неуклонно снижаться, если одновременно не возрастает объем использования ресурсов других видов. Например, сколько бы таксопарк ни нанимал дополнительных водителей, если при этом не приобретать дополнительных автомобилей, отдача от их работы — т.е. доход за оказанные ими услуги по перевозке пассажиров - будет снижаться.

 
И поэтому человек, фирма, ведущие себя в этом мире рационально, всегда воспринимают добываемые (зарабатываемые, покупаемые, вымениваемые) ими блага не абстрактно, а с учетом следующих факторов:
• насколько уже насыщена их потребность в таких благах;
• каков будет маржинальный вклад нового приобретения в насыщение этой потребности;
• с какой ценой выбора будет сопряжено получение дополнительного количества благ.

Цена выбора (альтернативные издержки). Для лучшего понимания сущности категории «цена выбора» вспомним об ограниченности ресурсов, имеющей к цене выбора самое прямое отношение. Действительно, поскольку все виды экономических ресурсов ограниченны и их не хватает на удовлетворение всех видов человеческих или производственных потребностей, выбор одного варианта использования (расхода) этих ресурсов делает физически невозможными все остальные — альтернативные варианты использования (расхода) тех же ресурсов.

Именно эти, ставшие невозможными варианты экономических решений и те, как бы упущенные блага (например, доходы), которые они могли принести, образуют «плату» за сделанный в итоге выбор. Ценой такого выбора окажется наиболее желанное из отвергнутых (упущенных) благ. Иными словами, это та цена, которую вы как бы платите самому себе за возможность получения выбранного блага.

Цена выбора (альтернативные издержки) — ценность для человека или фирмы наиболее предпочтительного из благ, получение которых становится невозможным при избранном способе использования ограниченных ресурсов. Понятие цены выбора на самом деле категория философская, относящаяся ко всем аспектам человеческой жизни. Например, оканчивая школу, мы выбираем дальнейший жизненный путь и взвешиваем относительную ценность различных профессиональных альтернатив. Так, если человек идет учиться в вуз, чтобы иметь возможность заниматься интеллектуальной деятельностью, то ценой такого выбора будет отказ от быстрого получения более высоких, чем стипендия, заработков в сфере производства, услуг или коммерции. И наоборот, выбирая профессию, срок обучения которой недолог и заработки начинают поступать быстрее, человек теряет возможность добиться в будущем менее физически утомительной и более высокооплачиваемой работы.

В сфере экономики категория цены выбора играет ключевую роль, и чтобы понять ее лучше, обратимся к примеру.

Каковы альтернативные издержки (цена выбора) при строительстве тяжелого атомного ракетного крейсера?

«Петр Великий» — тяжелый атомный ракетный крейсер третьего поколения, построенный по проекту 1144 «Орлан». Это самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль. Основное предназначение — уничтожение авианосных групп противника. Общая стоимость крейсера составила около 1 млрд дол. На эти средства можно было бы построить (при современных ценах на дорожное строительство в России) более 1,5 тыс. км новых шоссе, что сопоставимо с годовым объемом нового дорожного строительства по всей стране (в 2007 г. было построено и реконструировано 2,5 тыс. км дорог)1. Эти непостроенные 1,5 тыс. км можно, например, рассматривать как альтернативные издержки строительства крейсера.

Поняв это, мы можем построить логическую цепь, которая лежит в основе любого действия в сфере экономики: ОГРАНИЧЕННОСТЬ -> ВЫБОР -> ЦЕНА ВЫБОРА.

Ограниченность ресурсов заставляет делать выбор, а выбор в силу ограниченности ресурсов означает отказ от альтернативных вариантов их использования, т.е. возникает цена выбора. Значит, можно сказать, что человек тогда, и только тогда принимает самое рациональное экономическое решение, когда в результате получает более ценные для себя блага, чем те, от которых ему пришлось отказаться.

Иными словами, решения в сфере экономики тогда разумны, когда они подчиняются простому соотношению:
ПОЛЬЗА ОТ ПОЛУЧЕННЫХ БЛАГ > ЦЕНА ВЫБОРА.

Конечно, в повседневной жизни мы осуществляем экономический выбор, не особенно задумываясь (прикидывая, что нам выгоднее сделать). Основой принятия решений являются накопленный нами экономический опыт, полученное воспитание, система ценностей, навыки и традиции. В сфере бизнеса та же логика служит основой специальных приемов анализа возможных коммерческих решений и помогает найти деловую стратегию, наиболее выгодную для владельцев фирм.

Источник: 
Липсиц И.В. - Экономика (Бакалавриат) - 2016