Модель «полиархической демократии»

Модель «полиархической демократии» была предложена Робертом Далем (Dahl andLindblom, 1953; Dahl, 1966, 1971; Даль, 1992,2010). Эта модель следует общей направленности либеральной демократической теории, но более подробно в ней прорабатываются вопросы, связанные с набором условий, определяющих действительную, в противоположность формальной, демократию.

Термин «полиархия» первоначально был предложен Далем и Линд-бломом в их книге «Политика, экономика и благосостояние» в 1953 г., но наиболее полно представлен в работе Даля 1971 г. «Полиархия: Участие и оппозиция» (русский перевод 2010 г.). Что касается термина «полиархическая демократия», то он разработан Далем в работе 1956 г. «Введение в теорию демократии» (русский перевод 1992 г.).

Даль избирает для более строгой концептуализации два основных измерения политических систем: степень оппозиционности или конкурентности политических элит в системе и уровень политического участия населения в выборе элит. Публичная конкуренция политических элит и включенность населения в политический процесс делают полиархию близкой к понятию «демократия». Но полиархия у Даля не тождественна демократии. Во-первых, если демократия является идеальным типом политических систем, то термин «полиархия» характеризует реальный тип, т. е. представляет собой отражение некоторого уровня реализации идеального типа (хотя отношение между идеальным типом и реальными структурами феномена, как показано Вебером, не является таким простым. — Л. С.). Во-вторых, подобно демократии полиархия является качественным признаком политических систем, но, в отличие от демократии, полиархия, по Далю, является также их измерением, т. е. можно говорить о степени полиархичности системы: полная полиархия или гегемония. В-третьих, так как полиархия отстоит в какой-то мере от демократии (т. е. идеала), то ее характеристика как демократического режима ограничивается лишь наиболее общими институциональными требованиями демократии (или гарантиями, по Далю). В-четвертых, полиархия как термин применяется для характеристики всей национальной системы, а не ее отдельных уровней.

Полиархическая политическая система должна характеризоваться высокой степенью управленческой отзывчивости к политическим предпочтениям граждан, которые являются равноправными. Для того чтобы система характеризовалась высоким и достаточно устойчивым уровнем отзывчивости, в ней должны быть обеспечены следующие неотъемлемые права граждан:

  1. формулировать свои предпочтения;
  2. передавать свои предпочтения согражданам и правительству посредством индивидуальных или коллективных действий;
  3. влиять своими предпочтениями на выработку управленческих решений.

Для того чтобы процедуры формулирования, передачи и влияния предпочтений были действенными, в политической системе должны быть обеспечены следующие восемь основных гарантий:

  1. Свобода формировать организации и объединяться в них.
  2. Свобода выражения предпочтений.
  3. Право голоса.
  4. Относительно неограниченное право на работу в государственных органах.
  5. Право политических лидеров соревноваться за поддержку и голоса избирателей .
  6. Альтернативные источники информации.
  7. Свободные и справедливые выборы.
  8. Институты выработки государственной политики, которые зависят от избирателей и других форм выражения предпочтений.

Первые пять гарантий обеспечивают функцию формулирования предпочтений, семь — относятся к передаче предпочтений и коммуникации, а все восемь обеспечивают весомость предпочтений для выработки государственных решений.

В книге «Введение в теорию демократии» (Даль, 1992, с. 68-95) Даль подробно анализирует условия принятия политических решений, которые бы обеспечивали демократическое выражение предпочтений. При этом ведется поиск такого механизма демократии, когда бы можно было бы сделать вывод о том, что высказанные на выборах предпочтения действительно реальны и соблюдается демократическое равенство избирателей. Именно этот механизм и является полиархической процедурой выражения предпочтений. Следует заметить, что речь идет не о нормативной теории демократии, а о теории, которая была бы построена на основе анализа национальных государств и социальных организаций, относимых политологами к демократическим. Даль исходит из характеристики, которая уже присутствует в популистской модели демократии (народный суверенитет и политическое равенство) и которую он определяет в качестве правила: из существующих вариантов политических курсов выбирают тот, которому отдано предпочтение большего числа членов общества. Полиархическая процедура принятия решения, основанная на данном правиле, подчиняется следующим ограничивающим условиям:

  1. Каждый член данной организации совершает действие, которое расценивается как выражение предпочтения по отношению к имеющимся альтернативам, т. е. голосует.
  2. При подведении итогов этого волеизъявления (подсчете голосов) сделанный каждым выбор имеет одинаковый вес.
  3. Победившим объявляется вариант, получивший наибольшее число голосов.
  4. Каждый участник голосования, имеющий перед собой некий набор вариантов, из которых, по крайней мере, один он считает предпочтительным по сравнению с любым другим из имеющихся на данный момент, может включать предпочитаемый им вариант (варианты) в число выносимых на голосование.
  5. Каждый участник голосования располагает идентичной информацией об имеющихся вариантах.
  6. Варианты (лидеры или политические курсы), получившие большее количество голосов, заменяют любые варианты (лидеров или политические курсы), получившие меньшее количество голосов.
  7. Распоряжения выборных официальных лиц выполняются.

7.1.    Либо все принимаемые в период между выборами решения исходили бы из решений, принятых на стадии выборов (т. е. выборам придается определенная контролирующая функция).
7.2.    Либо новые решения, принятые в период между выборами, определялись бы предшествующими семью условиями, которые действовали бы в значительной степени в иной институциональной среде.
7.3.    Либо соблюдалось бы и то и другое.

Данные условия определяют выбор решения в трех ситуациях: перед выборами, в процессе выборов и в период между выборами. К тому же логика условий строится таким образом, чтобы последующие условия выполняли функцию коррекции недостаточности ограничивающих признаков предыдущих условий. В приложении к данному разделу работы Даль дает разъяснения относительно измерения предложенных условий и возможную классификацию полиархий.

В дальнейшем Даль конкретизирует необходимый процедурный минимум уже для таких качеств полиархических систем, как оппозиционность и плюралистичность.

Источник: 
Сморгунов Л. В., Сравнительная политология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2012. — 448 с.: ил.
Материалы по теме
Экспорт демократии
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Концепция условий демократизации Липсета
Сморгунов Л. В., Сравнительная политология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения...
Русские революционные демократы XIX в.
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Демократические принципы голосования
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Экономические условия демократии
...
Демократизация как вид политического процесса
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Понятие и виды избирательных систем
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Исторические условия демократии
Сморгунов Л. В., Сравнительная политология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения...
Оставить комментарий