Модель «полиархической демократии» была предложена Робертом Далем (Dahl andLindblom, 1953; Dahl, 1966, 1971; Даль, 1992,2010). Эта модель следует общей направленности либеральной демократической теории, но более подробно в ней прорабатываются вопросы, связанные с набором условий, определяющих действительную, в противоположность формальной, демократию.
Термин «полиархия» первоначально был предложен Далем и Линд-бломом в их книге «Политика, экономика и благосостояние» в 1953 г., но наиболее полно представлен в работе Даля 1971 г. «Полиархия: Участие и оппозиция» (русский перевод 2010 г.). Что касается термина «полиархическая демократия», то он разработан Далем в работе 1956 г. «Введение в теорию демократии» (русский перевод 1992 г.).
Даль избирает для более строгой концептуализации два основных измерения политических систем: степень оппозиционности или конкурентности политических элит в системе и уровень политического участия населения в выборе элит. Публичная конкуренция политических элит и включенность населения в политический процесс делают полиархию близкой к понятию «демократия». Но полиархия у Даля не тождественна демократии. Во-первых, если демократия является идеальным типом политических систем, то термин «полиархия» характеризует реальный тип, т. е. представляет собой отражение некоторого уровня реализации идеального типа (хотя отношение между идеальным типом и реальными структурами феномена, как показано Вебером, не является таким простым. — Л. С.). Во-вторых, подобно демократии полиархия является качественным признаком политических систем, но, в отличие от демократии, полиархия, по Далю, является также их измерением, т. е. можно говорить о степени полиархичности системы: полная полиархия или гегемония. В-третьих, так как полиархия отстоит в какой-то мере от демократии (т. е. идеала), то ее характеристика как демократического режима ограничивается лишь наиболее общими институциональными требованиями демократии (или гарантиями, по Далю). В-четвертых, полиархия как термин применяется для характеристики всей национальной системы, а не ее отдельных уровней.
Полиархическая политическая система должна характеризоваться высокой степенью управленческой отзывчивости к политическим предпочтениям граждан, которые являются равноправными. Для того чтобы система характеризовалась высоким и достаточно устойчивым уровнем отзывчивости, в ней должны быть обеспечены следующие неотъемлемые права граждан:
- формулировать свои предпочтения;
- передавать свои предпочтения согражданам и правительству посредством индивидуальных или коллективных действий;
- влиять своими предпочтениями на выработку управленческих решений.
Для того чтобы процедуры формулирования, передачи и влияния предпочтений были действенными, в политической системе должны быть обеспечены следующие восемь основных гарантий:
- Свобода формировать организации и объединяться в них.
- Свобода выражения предпочтений.
- Право голоса.
- Относительно неограниченное право на работу в государственных органах.
- Право политических лидеров соревноваться за поддержку и голоса избирателей .
- Альтернативные источники информации.
- Свободные и справедливые выборы.
- Институты выработки государственной политики, которые зависят от избирателей и других форм выражения предпочтений.
Первые пять гарантий обеспечивают функцию формулирования предпочтений, семь — относятся к передаче предпочтений и коммуникации, а все восемь обеспечивают весомость предпочтений для выработки государственных решений.
В книге «Введение в теорию демократии» (Даль, 1992, с. 68-95) Даль подробно анализирует условия принятия политических решений, которые бы обеспечивали демократическое выражение предпочтений. При этом ведется поиск такого механизма демократии, когда бы можно было бы сделать вывод о том, что высказанные на выборах предпочтения действительно реальны и соблюдается демократическое равенство избирателей. Именно этот механизм и является полиархической процедурой выражения предпочтений. Следует заметить, что речь идет не о нормативной теории демократии, а о теории, которая была бы построена на основе анализа национальных государств и социальных организаций, относимых политологами к демократическим. Даль исходит из характеристики, которая уже присутствует в популистской модели демократии (народный суверенитет и политическое равенство) и которую он определяет в качестве правила: из существующих вариантов политических курсов выбирают тот, которому отдано предпочтение большего числа членов общества. Полиархическая процедура принятия решения, основанная на данном правиле, подчиняется следующим ограничивающим условиям:
- Каждый член данной организации совершает действие, которое расценивается как выражение предпочтения по отношению к имеющимся альтернативам, т. е. голосует.
- При подведении итогов этого волеизъявления (подсчете голосов) сделанный каждым выбор имеет одинаковый вес.
- Победившим объявляется вариант, получивший наибольшее число голосов.
- Каждый участник голосования, имеющий перед собой некий набор вариантов, из которых, по крайней мере, один он считает предпочтительным по сравнению с любым другим из имеющихся на данный момент, может включать предпочитаемый им вариант (варианты) в число выносимых на голосование.
- Каждый участник голосования располагает идентичной информацией об имеющихся вариантах.
- Варианты (лидеры или политические курсы), получившие большее количество голосов, заменяют любые варианты (лидеров или политические курсы), получившие меньшее количество голосов.
- Распоряжения выборных официальных лиц выполняются.
7.1. Либо все принимаемые в период между выборами решения исходили бы из решений, принятых на стадии выборов (т. е. выборам придается определенная контролирующая функция).
7.2. Либо новые решения, принятые в период между выборами, определялись бы предшествующими семью условиями, которые действовали бы в значительной степени в иной институциональной среде.
7.3. Либо соблюдалось бы и то и другое.
Данные условия определяют выбор решения в трех ситуациях: перед выборами, в процессе выборов и в период между выборами. К тому же логика условий строится таким образом, чтобы последующие условия выполняли функцию коррекции недостаточности ограничивающих признаков предыдущих условий. В приложении к данному разделу работы Даль дает разъяснения относительно измерения предложенных условий и возможную классификацию полиархий.
В дальнейшем Даль конкретизирует необходимый процедурный минимум уже для таких качеств полиархических систем, как оппозиционность и плюралистичность.