Модель оказания психологической помощи при эмоциональных аддикциях

Несмотря на то, что деструктивный потенциал для личности, здоровья и социального положения при различных видах аддикции разный, и развитие аддиктивного процесса довольно сильно отличается временными характеристиками и т.д. Во всех видах аддиктивных процессов есть довольно много аналогий.

Стадии развития аддикций:
1)    На первой стадии аддикция выполняет свою защитную функцию, или если точнее, функцию психологического убежища. Индивид уходит от устойчивого чувства психологического дискомфорта, с помощью аддиктивного агента. Аддикту кажется, что аддиктивный агент помогает ему справиться со многими проблемами. Аддикту нравится жизнь внутри аддиктивного процесса. Он уверен, что у него все под контролем и ему не нужна помощь. Даже аддикты с психологическим, психиатрическим и наркологическим образованием не задумываются на тему вероятного деструктивного развития аддиктивного процесса. При этом толерантность к аддиктивному агенту растет, и аддикту требуется все более интенсивный контакт с аддиктивным агентом. Формируется непреодолимое влечение к взаимодействию с аддиктивным агентом.

На этой стадии, аддикты практически не обращаются за психологической помощью. Непреодолимое влечение к аддиктивному агенту нисколько не тяготит аддикта. Попытки настойчиво предложить или навязать психологическую помощь заканчиваются формированием негативного отношения к психологам и психотерапевтам.

2)    На второй стадии, интенсивность контакта с аддиктивным агентом достигает пика своих возможностей. У аддикта начинают проявляться симптомы психических расстройств различной степени тяжести. У аддикта возникает ощущение, что ситуация выходит из под контроля. Его начинают тяготить возникающие симптомы, он начинает задумываться на тему возможной профессиональной помощи.

Именно на этой стадии аддикты чаще всего обращаются за психологической помощью. Но, мотивация аддиктов касается именно избавления от появившихся симптомов психических расстройств. Основная мотивационная идея - это идея о том, что избавившись от симптомов, можно будет вернуть ощущение контроля над ситуацией.

Еще одна мотивационная идея, которая идет рядом с предыдущей - это идея об установлении контроля над аддиктивным агентом, например, гемблер хочет взять под контроль игру. Аддикту кажется, что аддиктивный агент как будто бы живет своей жизнью, это почти одушевленный предмет в глазах аддикта. А когда носителем аддиктивного агента является живой человек, например, при аддикции отношений, или любовной аддикции, эта иллюзия закрепляется еще больше и аддикт хочет взять под контроль конкретного человека.

Без психотерапевтического, либо медикаментозного вмешательства, на второй стадии начинает развиваться психопатология аддиктивного процесса. Аддикция подчиняет себе эмоционально волевую сферу человека, подавляется система доминирующих потребностей, начинает происходить процесс личностной и социальной деградации, происходит субъективно ощущаемое ухудшение здоровья. Аддикта зачастую начинает тяготить непреодолимое влечение к аддиктивному агенту.

3)    На третьей стадии толерантность к аддиктивному агенту снижается. Достаточно небольших доз, сравнительно со второй стадией. Организм уже не может нормально функционировать без контакта с аддиктивным агентом. Аддиктивный процесс подчиняет себе все сферы жизни аддикта. Психические расстройства переходят в хроническую стадию, усиливается деградация личности и социальная деградация. Жизнь аддикта стремительно разрушается.

На этой стадии аддикты часто готовы пассивно принимать помощь, но в вероятность существенных изменений не верят, они чувствуют, что деградируют и готовы смириться с этим. Уровень жизненных притязаний существенно снижается, степень ответственности за свою жизнь и здоровье минимальная. Аддикция становится для них каким-то самостоятельным процессом, неподвластным их воле и желаниям. Непреодолимое влечение к аддиктивному агенту перестает тяготить и воспринимается как неотъемлемая часть жизни.

  • Первое, что нужно усвоить специалисту при оказании психологической помощи аддиктам - это то, что пока аддикт сам не обратился за помощью, никакая полезная работа с ним практически не возможна.
  • Второе - если аддикт обратился за психологической помощью, то это еще не значит, что он собирается перестать быть аддиктом.
  • Третье - психологическая помощь должна быть ориентирована на фактический запрос аддикта, а не на теоретические идеи преодоления аддикции и развития аддиктивной личности описанные в учебниках.

Предлагаемая модель многократно применялась на практике и показала свою эффективность.

Согласно этой модели, психологическая помощь аддикту делится на три этапа:

1)    Сбор информации.

На этом этапе основными инструментами психолога являются -эмпатическое слушание и наводящие вопросы. Задачи этого этапа - выяснить мотивацию прихода аддикта на прием, и сформировать как можно более глубокую и раскрытую картину развития аддиктивного процесса. При этом, наводящие вопросы должны быть сформулированы так, чтобы аддикт представлял информацию сам, а не отвечал по принципу «да» / «нет» / «может быть» Психолога интересует все. Как произошла фиксация? Как развивался аддиктивный процесс? Какое время он выполнял свою защитную функцию без сбоев? Когда начались проблемы? Как он эти проблемы интерпретирует? и т.д. Важно собрать как можно больше пазлов общей картины формирования и развития аддиктивного процесса. Важно сформировать представление о том, как отражается картина аддиктивного процесса в глазах самого аддикта. Как он интерпретирует начальный этап развития аддикции, как интерпретирует историю развития, и как относится к своей нынешней ситуации.

Когда картина в восприятии психолога сформирована, необходимо до всех остальных мероприятий выяснить мотивацию аддикта. Чего он хочет получить от прихода к психологу, на что рассчитывает, чем психолог может ему помочь по его мнению?

2)    Мотивационный этап.

Основными задачами мотивационного этапа являются коррекция анозогнозии аддикта, формулирование психотерапевтического запроса, и заключение психотерапевтического контракта.

На основании материала полученного на предыдущем этапе, психолог должен выстроить картину развития всего аддиктивного процесса, начиная даже не с момента фиксации агента, а с предпосылок для развития аддикции.

Предпосылки часто можно найти в семейной истории аддикта. Психолог должен максимально доступно, используя слова и термины, полученные от самого аддикта на предыдущем этапе, раскрыть всю картину развития патологического процесса своему клиенту.

Когда картина изложена, психолог должен получить обратную связь от аддикта, по поводу услышанного материала. Все ли правильно понято, со всем ли согласен аддикт. Если у клиента возникли какие-то дополнительные вопросы по поводу услышанного, их надо разъяснить. Если возникли какие-то противоречия в восприятии аддикта, их надо развеять.

Далее, когда аддикт согласен с картиной развития процесса, его снова необходимо спросить по поводу его мотивации. Изменилась ли она, либо она осталась прежней? Если изменилась, то что именно хочет теперь аддикт от психотерапевтического взаимодействия с психологом, далее принимаем озвученную мотивацию как психотерапевтический запрос.

В случае, если мотивация не изменилась необходимо проговорить причинно-следственную связь мещду симптомами и основной проблемой. Если аддикт настаивает на изначально озвученной мотивации, то принимаем её как психотерапевтический запрос.

Следует отметить, что несмотря на все проговоры и на то, что аддикт на данном этапе может изменить запрос с работы с симптомом на работу с корневой проблемой, в психотерапевтическом процессе аддикт может изменить свое мнение и вернуться к идее работы с симптомом. Это происходит потому что изначальная смена запроса может быть лишь формальной, озвученной чтобы не показаться психологу глупым или каким-то еще. В этом случае, принимаем истинный запрос, не настаивая на повторном утверждении формально озвученного.

Этот подход будет хорошей основой для возвращения аддикта в психотерапию после повторного возвращения симптомов через какое-то время.

Далее, когда психотерапевтический запрос сформулирован, необходимо обсудить правила психотерапевтического взаимодействия. Насколько часто аддикт будет посещать прием, в какое время, готов ли аддикт выполнять домашние задания, что будет в случае, если аддикт не сможет прийти по какой -то причине и т.д.

3)    Психотерапевтический.

Основными задачами психотерапевтического этапа являются:

  1. Коррекция актуального состояния (работа с симптомом)
  2. Обучение аддикта альтернативным техникам вхождения в измененное состояние сознания.
  3. Обучение аддикта техникам произвольной регуляции эмоционального состояния.
  4. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Для решения задач психотерапевтического этапа необходимо профессиональное владение психологом каким-либо психотерапевтическим методом. В настоящем пособии будут предложены варианты психотехник, которые показали свою практическую эффективность в работе с аддиктами, но ни этих примеров, никакого-либо другого набора прописанных где-либо психотехник не будет достаточно для проведения эффективной психокоррекционной программы. Владение психотерапевтическим методом подразумевает прохождение продолжительной учебной программы, с обязательным этапом личной психотерапии и с дальнейшей регулярной супервизией.

В случае, если психолог не владеет профессионально каким-либо методом психотерапии, он должен вооружиться рекомендациями. К кому и куда направить аддикта, на какую психотерапевтическую группу, либо к какому специалисту. Точное выполнение первых двух этапов - это уже большая работа по оказанию психологической помощи аддикту и об этом надо всегда помнить.

Ключевые слова: Психокоррекция, Зависимость
Источник: Тараянц А.В. - Психологическая помощь при эмоциональных зависимостях - 2015
Материалы по теме
Цель, задачи и виды психологической коррекции
Качимская А.Ю. Основные направления психокоррекции: Учебнометодическое пособие - ВСГАО, 2013...
Классификация алкоголизма
Дроздов, Зенченко. Алкоголизм: 100 вопросов и ответов
Клиническая картина и дифференциальная диагностика токсикомании
Жариков Н.М., Судебная психиатрия
Понятие эмоциональной зависимости
Тараянц А.В. - Психологическая помощь при эмоциональных зависимостях - 2015
Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Что такое коррекционное воспитание
Мастюкова Е.М., Ребенок с отклонениями в развитии
Когнитивно-поведенческая психокоррекция
Качимская А.Ю. Основные направления психокоррекции: Учебнометодическое пособие - ВСГАО, 2013...
Опиоидная зависимость
Клиническая психиатрия
Оставить комментарий