Модальность — это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о логическом или фактическом статусе суждения, о регулятивных, оценочных, временных и других его характеристиках.
Наиболее важные и распространенные виды модальности — алетическая, деонтическая, эпистемическая и аксиологическая.
Алетическая модальность выражает характер связи между мыслимыми предметами, следовательно, между субъектом и предикатом суждения. Модальными словами в русском языке в этом случае являются “возможно”, “случайно” и их синонимы.
С точки зрения алетической модальности, различают следующие разновидности суждений:
- ассерторические суждения, или суждения о реальном факте. В таких суждениях модальность связана с их объективной детерминированностью, когда истинность или ложность суждения определяется положением дел в реальной действительности. Например: “В России действительно осуществляется экономическая реформа”;
- проблематические суждения или суждения о возможности чего-либо. Например: “В России может быть осуществлена экономическая реформа”;
- аподиктические суждения или суждения о необходимости чего-либо. Например: “В России необходимо осуществить экономическую реформу”.
Деонтическая модальность распространяется только на деятельность людей, на нравственные и правовые нормы их поведения в обществе. Она выражается с помощью таких слов, как “разрешается”, “запрещается”, “обязательно” и т. п.
В зависимости от характера норм деонтическая модальность имеет следующие разновидности:
- суждения о наличии (или отсутствии) какого-либо права. Они формируются с помощью слов “разрешено”, “запрещено”, “вправе” и др. Например: “Банк России вправе устанавливать правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций”;
- суждения о наличии (или отсутствии) какой-либо обязанности. Они формулируются посредством слов “обязан”, “должен”, “необходимо” и др. Например: “Банки обязаны информировать налоговый орган по месту учета налогоплательщика об открытии ему любого счета в 5-дневный срок со дня открытия”.
Эпистемическая модальность характеризует степень достоверности знания. Она выражается с помощью слов “доказано”, “недоказуемо”, “опровергнуто” и им подобных. Выделяют две разновидности эпистемической модальности:
- суждения, основанные на вере. Например: “Верю в наступление лучшей жизни”;
- суждения, основанные на знании. Например: “По данным статистики, в стране начался подъем производства”.
Аксиологическая модальность выражает отношение человека к материальным и духовным ценностям. Она включает такие слова, как “хорошо”, “плохо” и т. п. Например: “Безразличное отношение к государственному имуществу приводит к его утрате” или “Хорошо, что я не опоздал на занятия в институт”.