Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера

Древняя мудрость гласит: «Есть люди, под чьим управлением гибнет всякое начинание. Есть люди, под чьим управлением свершается невозможное. Есть люди, которые могут различать одних от других». Эту мудрость следует понимать так, что для более или менее масштабного начинания проекта особое значение, даже большее, чем знание и владение управленческим инструментарием, имеет мировоззрение руководителя.

При рассмотрении мировоззрения и его связи с эффективностью деятельности руководителя необходимо исходить из смысла следующих основополагающих понятий — убеждений, мировоззрения и идейности. Убеждения — укоренившиеся в сознании человека моральные, этические представления (нормы, принципы, идеалы), которым он считает насущно необходимым для себя следовать в повседневной жизни. Применительно к управлению речь идет не просто об информированности, осведомленности менеджера о наличии неких нравственных, моральных норм деловых отношений, профессиональной этики, высших идеалов (в частности, идеала организации, руководителя), но и о его убежденности в них, т.е. о наличии соответствующей рациональной основы деятельности. Убежденность позволяет руководителю осуществлять управленческий процесс сознательно, с глубоким пониманием необходимости и целесообразности определенного управляющего, корректирующего воздействия на ситуацию.

Мировоззрение — система взглядов и представлений человека об окружающей действительности, о мире и своем месте в нем, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение определяет отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. В соответствии с существующими представлениями генезис мировоззрения обусловлен возрастными особенностями человека. Мировоззрение как совокупность ощущений, чувств, стремлений, потребностей, интересов, воли, побуждений возникает у индивида в раннем возрасте в сфере еще неосознанных, стихийных практических отношений, в том числе социальных.

В результате обобщения полученного опыта под влиянием воспитания и обучения формируется внутренняя структура поведения, которая по отношению к сознанию оказывается первичным мировоззренческим уровнем. Элементами этого мировоззренческого уровня выступают способности, навыки, умения, практические способы организации деятельности во времени и т.д. Затем в подростковом и юношеском возрасте система мировоззрения дополняется уровнем рационального мышления (совокупностью целей, идеалов, ценностей). Завершает формирование мировоззрения как системы совокупность субъективных оценок результатов собственной деятельности, достигнутого и желаемого статуса взрослого члена общества. Мировоззрение превращается во внутреннюю причину, определяющую совокупность поведения и деятельности человека.

Процесс формирования мировоззрения подвергается значительным внешним целенаправленным общественным воздействиям со стороны общепринятой идеологии, корпоративной и профессиональной этики и т.д.

Важнейшими элементами мировоззрения, имеющими значение для руководства людьми, являются:

  • система взглядов на социальное управление (в частности, школа менеджмента, принципам которой следует руководитель);
  • представления о месте и роли руководителя в процессе социального управления;
  • ценностные ориентации, определяющие, в частности, особенности восприятия менеджером различных видов корпоративной этики;
  • умение руководителя устанавливать связи с партнерами (ориентация на сотрудничество или соперничество) и в предпринимательской среде (приятие, отторжение и т.д.);
  • отношение к подчиненным и вышестоящему руководству, к возглавляемой им организации (подразделению) и др.

Идейность — приверженность человека к определенной целостной системе взглядов, идей и соответствующему ей социальному, нравственному, эстетическому идеалу; последовательная и безусловная верность этим взглядам и идеям в теории и на практике. Следует подчеркнуть, что одно только знание менеджером теории, если оно не превратилось в убежденность, а также одно только практическое следование менеджером определенным жизненным правилам, процедурам, бездумное выполнение требований, если все это не основано на сознательном усвоении соответствующего идейного содержания, идейности не составляют.

Убеждения менеджера, его мировоззрение и идейность складываются под воздействием объективных условий бытия людей в процессе социальной практики человека, его трудовой деятельности, в том числе руководящей. Формирование мировоззрения руководителя идет через усвоение им созданной обществом духовной культуры, этики профессии руководителя, корпоративной этики организации. Особое значение имеет накопление личного практического опыта, который позволяет глубже усвоить определенные моральные принципы и нормы, осознать необходимость их соблюдения в процессе социального управления. Весьма важным является также то, насколько мировоззрение руководителя закреплено в его поступках, конкретной деятельности, в подходах и этическом выборе.

Для более высокого уровня мировоззрения руководителя (более продвинутого, широкого) характерны правильное понимание происходящего, позволяющее выявить движущие силы, факторы, взаимозависимости, причинно-следственные связи; способность предвидеть развитие событий, самостоятельно определить критерии эффективности организации, построить мысленную модель выполнения поставленных задач, тонко отследить возможные отклонения, исправить положение, гармонизировать ситуацию, помочь работникам и, возможно, партнерам соподчинить свои цели и мотивы, найти свое место в организации и конкретной ситуации, при необходимости в случае изменения обстановки самостоятельно скорректировать управленческое решение, сформировать корпоративную этику и т.д.

Для менее высокого уровня мировоззрения руководителя (более приземленного, узкого) свойственны неспособность выявить тенденции, причинно-следственные связи, предвидеть развитие событий, повышенная конфликтность, затруднения при необходимости отойти от традиционных, стереотипных решений, разработать и применить на практике принципиально новые подходы к оценке ситуации и ее разрешению, скорректировать управленческое решение, неадекватность поведения в нестандартной управленческой ситуации, несамостоятельность в определении критериев оценки деятельности, целей и задач организации и т.д.

Эти и иные различия принципиального характера, имеющиеся во взглядах и деятельности менеджеров с более продвинутым, широким мировоззрением, и с более приземленным, чрезмерно прагматичным, узким мировоззрением, иллюстрирует таблица 6.1.



Действует древнее правило: «подобное притягивается к подобному». Важное следствие мировоззренческой ориентации руководителя — круг его общения, характер деловых связей. С изменением мировоззрения меняются и качественные характеристики этих связей, в частности имеющие значение для эффективности деятельности возглавляемой руководителем организации:

  • влиятельность партнера в его организации, отрасли, регионе, стране и т.д.;
  • надежность партнера;
  • уровень доступных партнеру ресурсов (информационных, финансовых, материально-технических, кадровых и др.);
  • преобладающие духовные ценности, этические нормы, которым следует партнер, и т.д.

Меняется и характер ситуаций, в которые попадает руководитель и возглавляемая им организация, а также проблем, с которыми сталкиваются руководитель, трудовой коллектив, каждый из подчиненных работников.

Мировоззрение менеджера проецируется (отражается) на подчиненных, их деятельность, трудовой коллектив, а также производственные, служебные ситуации, взаимоотношения с партнерами, наконец, эффективность и будущее организации. Подчиненные повторяют в том или ином виде подходы и принципы своего руководителя, многократно воспроизводят, «тиражируют» его качества и оценки, распространяя все это в сфере деятельности организации. Затем, особенно если организация достаточно крупная и располагает значительными ресурсами, соответствующие идеи, нормы, подходы начинают оказывать влияние в той или иной мере и на общество.

Преимущественно негативные качества и эмоциональные состояния руководителя, проецируясь на всю организацию, на подчиненных, придают их деятельности негативную окраску, которая выражается в повышенной конфликтности, нарушениях деловой этики, стремлении к достижению односторонней выгоды за счет партнера, нарушении условий заключенных договоров.

Преимущественно позитивные качества и эмоциональные состояния руководителя, его более высокая мировоззренческая ориентация также проецируются на деятельность организации. Менеджер побуждает подчиненных и иных людей изменять свое неадекватное поведение, не прибегая к конфликту. Не только распоряжения, но и пожелания руководителя охотно выполняются работниками. Формируется сплоченный трудовой коллектив, развивается корпоративная культура, организация эффективно взаимодействует с партнерами, следует требованиям деловой этики и со стороны своих соперников сталкивается исключительно с добросовестной конкуренцией.

Более детальная классификация предполагает выделение групп людей, имеющих: животный тип сознания; низший тип сознания и высший тип сознания [83]. Для животного типа сознания характерен относительно фиксированный стиль жизни, основанный на инстинктивном, генетически запрограммированном поведении.

Люди с низшим типом сознания имеют направляемое «я», основанное на эмоциях безопасности, постепенно переходящих в рациональную область психики.

У человека с высоким типом сознания отрицательные эмоции замещены целостным и глубоким, в том числе интуитивным пониманием, позволяющим вариантности войти в отношения взаимной поддержки и любви в широком смысле, в которых отсутствуют неизменные личные и общественные стереотипы и шаблоны. В основе жизни и деятельности лежит безусловная любовь ко всем и всему.

По оценкам американских психотерапевтов, в западном мире более 99% людей имеют низкий уровень сознания, характеризующийся стремлением к достижению безопасности, острых ощущений, престижа, и, главным образом, денег и власти. Борьба за все это держит людей в постоянной тревоге, подозрениях, злобе, враждебности, отнимает у них мир, удовлетворение и любовь, создает различного рода препятствия и неудобства в жизни. Эти несчастья создают не сами по себе деньги и власть, а психологическая зависимость от них.

Темы: Мировозрение, Менеджеры
Источник: Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. : КНОРУС, 2015. — 284 с. — (Бакалавриат).
Оставить комментарий