Мир арабо-исламской культуры

Мир ислама в сравнении с конфуцианско-даосским и индо-буддийским типом культуры относительно молод. Отличительной особенностью богатой арабо-мусульманской культуры было то, что ее органической основой стали Коран и философия, получившая здесь всестороннее развитие раньше, чем в Западной Европе.

В VII в. на территории Междуречья формируется Арабский халифат - теократическое мусульманское государство во главе с халифом - верховным правителем. Первым его руководителем становится основатель ислама пророк Мухаммед. Завоевательные войны последователей Мухаммеда значительно расширили территорию халифата и способствовали быстрому распространению ислама в Индии и странах Ближнего Востока. Ислам (в пер. с араб. - покорность) - одна из мировых религий, возникшая в начале 7 в. и оказавшая сильное влияние на страны Востока. Впервые с пророчествами Мухаммед выступил в 610 г. в Мекке, но признание получил в Медине в 622 г. Ислам возник из элементов иудейства, христианства и обрядовых традиций староарабских домусульманских культов природы — политеизма.

Мусульмане верят в единого Бога - Аллаха, всемогущего и непостижимого для человека. Пророки доносили волю Аллаха до людей, но никто из людей не может увидеть Аллаха. Мир, согласно исламу, был создан за шесть дней. Человек был сотворен Аллахом из земли: вылепив оболочку из глины, Аллах вдохнул в человека свой дух - жизнь, поэтому человек состоит из двух сущностей - телесной и духовной; Ислам учит, что счастливый период в истории человечества остался позади и после изгнания из рая человек вряд ли будет счастлив. Жизнь в здешнем мире, по исламу, есть череда обольщений и тщетность суеты, поэтому даже в повседневной суете не следует забывать о своей душе. Мусульмане верят, что после смерти человека ждет божественное возмездие - всеобщий божий суд. Посмертная участь человека зависит от его поведения при жизни, от совершения плохих и хороших поступков. Судьба человека и его смертный час заранее записаны Книге Судеб, и она являет собой неумолимый и неизменный ход времени, определяющий участь человека.

Основных догматов ислама или, как их называют, корней, основ веры пять.
Первый - единобожие - таухид. В исламе таухид обозначает прежде всего признание единственности Аллаха и категорическое отрицание многобожия, что нашло отражение в формуле «нет Бога, кроме Аллаха». Аллах мыслится как единственный творец всего сущего, всемогущий и всеведущий. Учение о тау-хиде стало предметом углубленного исследования мусульманских теологов на протяжении столетий и получило разнообразные трактовки. Наиболее строгие толкователи догмата о единобожии доводили его до крайности. В частности, из таухида выводили запрет на изображение живых существ в исламе, который впрочем в определенных исламских регионах например в Иране, игнорировался. '
Второй догмат вера в божественную справедливость, в правосудие Аллаха, воздающего в равной мере как за добрые деяния, так и за предосудительные. Справедливость Аллаха считается высшей ее формой, не доступной пониманию человека.
Третий - признание пророческой миссии Мухаммада и пророков, живших до него. По Корану, Мухаммаду предшествовали многочисленные древние пророки, первым из которых считается Адам. В Коране названо 28 пророков, хотя число их определяют в более чем сто тысяч.
Четвертый догмат - вера в воскресение, судный день и потусторонний мир.
Пятый догмат связан с учением об имамате - халифате.

На раннем этапе существования мусульманской общины сложились представления о пяти столпах мусульманского вероучения.

Первая обязанность мусульманина, объединяющая два основополагающих догмата ислама, получила название шахада - исповедание веры, и выражается в формуле «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха». Человек, произносящий эти молитвенную формулу, подтверждает свою приверженность единобожию и признает пророческую миссию Мухаммеда.

Второе предписание ислама - мусульманская каноническая молитва. Число и порядок молитв в Коране четко не зафиксированы, но были детально регламентированы в Сунне. Ежедневный молитвенный цикл включает пять обязательных молитв (на рассвете, в полдень, в предвечернее время, на закате, с наступлением ночи). Функцию оповещения верующих о времени молитвах исполняет муэдзин - специальный человек, провозглашающий призыв на молитву. Помимо обязательных пяти молитв человек может совершать в день любое число дополнительных добровольных молитв. Молитву можно совершать в любом приемлемом для этого месте, которое должно быть ритуально чистым. Перед каждой молитвой необходимо совершать ритуальное омовение. В пятницу проходят коллективные молитвы в мечетях, сопровождающиеся проповедью.

Третий «столп» ислама предписывает соблюдение поста в рамадан, девятый месяц мусульманского лунного календаря. С рассвета и до наступления темного времени суток постящийся воздерживается от еды, питья, курения, выполнения супружеских обязанностей и т. д. Освобождение от поста получают беременные и кормящие женщины, дети младше семи лет, больные, престарелые, а также те, кто не могут его соблюдать по объективным причинам (участвующие в военных действиях путешественники и т. д.). Верующие, временно освобожденные от поста или нарушившие его по каким-либо причинам, должны восполнить полагающееся время поста в другой срок.

Четвертой обязанностью мусульманина является обязательный коранический налог в пользу нуждающихся (закят). Размеры закаята регламентированы мусульманским правом. В трактовке мусульманских теологов уплата закята интерпретируется как очищение от греховности имущества, с которого он взимается. В исламе также существует садака - добровольная милостыня в пользу неимущих и нуждающихся.

Пятый «столп» ислама - паломничество в Мекку (хадж). Согласно мусульманскому преданию, основные обряды хаджа были определены Мухаммадом во время его последнего «прощального» паломничества в 632 г. Они воспроизводят деяния общего предка арабов и евреев Ибрахима (Авраама), считающегося восстановителем Каабы и учредителем хаджа, а также эпизоды жизни его семейства в Мекке. Ему предшествуют очистительные обряды (омовение, обрезание волос, ногтей) и облачение в ихрам - специальное одеяние, состоящее из двух кусков белой материи, один из которых оборачивается вокруг бедер, а другой набрасывается на плечи.

Коран (от араб, «куран» - чтение) - это священная книга мусульман, в которой записаны основные положения ислама. Его основу составляют заповеди и проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы и притчи. Все изречения в Коране делятся на откровения, исходящие от Аллаха, и высказывания Мухаммеда. Коран состоит из 114 сур, две из которых посвящены отношению человека и Бога, остальные 112 относятся к обустройству жизни людей. Мировоззренческая сердцевина исламской культуры содержит ряд принципиальных положений о человеке. Аллах сотворил человека после ангелов и джинов. Коран строг к человеку. Исламская культура не отвергает равенство всех мусульман перед Богом, но в исламе нет места личности. Ради спасения людей Аллах не приносит в жертву своего сына а следовательно невозможна идея Богочеловечества, равенства общества, и личности. Аллах — абсолютная ценность и в жизни человека он не воплощается. На земле сила Аллаха воплощается в мусульманской общине, в умме. Она символизирует общность всех~ правоверных.

Коран имел всеобъемлющее культурное значение:
• он способствовал формированию и распространению арабского языка, письменности, различных жанров литературы и богословия;
• оказывал влияние на развитие философии;
• эпизоды из Корана стали основой для сюжетов и образов персоязычной и тюркоязычной литературы классической эпохи;
• позднее Коран явился фактором западно-восточного культурного взаимодействия, примерами чего могут служить «Западно-восточный диван» выдающегося немецкого мыслителя И.В. Гете, «Подражание Корану» А.С. Пушкина и т. д.

В соответствии с обрядовыми и юридическими установлениями, изложенными в Коране, регулируется жизнь мусульманского общества, строятся семейные, правовые и имущественные отношения людей. Свод этих установлений называется шариат.

Шариат (от араб. - надлежащий путь) - это свод норм морали, права, культурных установок, регламентирующих общественную и личную жизнь мусульман. Шариат формировался в период с VII по VIII в., к концу IX в. была разработана система оценок человеческих поступков:
1) обязательные поступки - это чтение молитв, соблюдение поста, ритуалов, их невыполнение каралось при жизни и после смерти;
2) желательные поступки - это совершение дополнительных молитв и постов, благотворительность, их выполнение поощрялось при жизни и после смерти;
3) безразличные поступки - это сон, еда, брак, они не поощрялись и не порицались;
4) неодобряемые, но ненаказуемые поступки - это поступки, вызванные желанием насладиться земными благами.

В обязательное требование мусульманам вменяется посещение святых мест - хадж, а наиболее известным местом паломничества является Кааба - храм в честь Аллаха (Мекка).

Важнейшим явлением и фактором духовной жизни арабо-исламской культуры, высшим ее достижением стала философия, которая развивалась в обстановке глубокого уважения к книжной мудрости и знаниям. Философия зарождалась на основе интенсивной переводческой деятельности, одним из знаменитых центров которой стал Багдад, где был создан «Дом мудрости», богатейшая библиотека. К концу IX в. в арабоязычном мире были известны большинство главных философских и научных произведений античности, в частности, работы Платона и Аристотеля. Это привело к тому, что именно через арабский Восток во многом проходило проникновение античного наследия в Западную Европу, что, начиная с XII в. приобрело систематический характер. Ведущими фигурами арабской философской школы стали Аль-Фараби Омар Хайям Ибн-Сина Ибн-Рушд Арабская философия основывалась на идее космизма всеобщей зависимости всех земных дел и явлений от процессов, происходящих в небесных сферах. Термин «философия» объединял практически весь комплекс знаний о человеке общественном устройстве и мироздании.

Источник: 
Монина Н.П., Культурология
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.