Михайловский Николай Константинович

МИХАЙЛОВСКИЙ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1842– 1904). Представитель субъективной школы, русский ученый-социолог, философ, писатель, публицист. Известный общественный деятель, представитель либерального народничества. Имел серьезное влияние на революционное движение в России. Главный редактор журнала либеральных народников “Русское богатство”. На формирование мировоззрения М. оказали влияние А.И . Герцен , П.Л . Лавров . Главные темы его социологических исследований: личность , социальный прогресс , взаимоотношения между личностью и обществом (“героем” и “толпой”), их психологические механизмы, “борьба за индивидуальность”, критика социал-дарвинизма . Он являлся не только признанным социологом, но и талантливым публицистом и литератором, оказавшим заметное влияние на идейную жизнь страны. В своих трудах утверждал, что нельзя относиться к обществу как к агрегату физических тел и явлений. В отличие от естествоиспытателя социолог не может строить свою науку об обществе беспристрастно, так как объектом этой науки является чувствующий человек, реальная личность, поэтому социолог-наблюдатель не может не ставить себя в положение наблюдаемого. М. был ярко выраженным индивидуалистом, для которого критерий блага реальной личности стал краеугольным камнем всей системы социологических воззрений. Личность и общество, по его мнению, дополняют друг друга: всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общественного – вред личности. Получив естественно-научное образование, М. свободно ориентировался в области биологических наук, что давало ему дополнительные аргументы в борьбе с органицизмом и социал-дарвинизмом. Он считал, что органицизм печется о благе общества-организма, дарвинистская социология – о благе вида, марксизм – о благе класса , а интересы индивида, реальной личности отодвигаются всеми этими теориями на второй план. Заслуга М. состоит в том, что он одним из первых пришел к пониманию необходимости для социологов обращения к психологическим аспектам поведения человека. Данный момент стал предметом внимания Ю. Геккера, Дж. Биллингтона и других зарубежных исследователей, которые единодушно отмечали, что М. один из первых в мировой социологии приступил к разработке теории личности и что его трудами было положено начало социальной психологии. Ему принадлежитприоритет и в разработке механизмов подражания, чему он посвятил свой труд “Герои и толпа” (1882). Лишь спустя 8 лет после публикации этой работы, в 1890 г., во Франции была опубликована книга Г . Тарда “Законы подражания”, принесшая ее автору славу первооткрывателя.