Межпоколенные родственные отношения в семье


В отношениях между родственниками всегда самой главной чертой является уважение к старшим и послушание. Семья для человека является главной ценностью. Как правило, семья состоит из нескольких поколений. Западная же модель семьи является противоположностью восточной. Для западной семьи не характерно отношения в зависимости от возраста, и хотя мнение о том, что тот кто старше - достоин большего уважения достаточно сильно в западной модели семьи, фактически в семья строится либо по принципу равенства всех ее членов, либо по принципу социального деления в обществе, так, если муж является основным добытчиком в доме он будет считаться главой семьи, если же эту функцию выполняет жена или ребенок, то статус главы семьи получают как правило, они.

При анализе количества членов семьи рассматривают; нуклеарные семьи, включающие в себя два поколения (родители и дети) при наличии минимального количества детей (1 -2 ребенка); трехпоколенные семьи (включают в себя помимо родителей и детей также прародителей с одной или обеих сторон); неполные семьи, в которых отсутствуют дети или один из родителей. С рождением внуков семейная служба только начинается. С возрастом у многих взрослых, наконец, просыпаются родительские чувства. Когда на работе отправляют в отставку, а юные родители еще мечтают погулять, на бабушек и дедушек возлагается священный долг воспитания внуков. Никто не может покинуть этот мир, не женив внуков и не выдав замуж внучек.

Культ предков - поклонение умершим прародителям и сородичам, вера в их покровительство живым и умилостивительные обряды, устраиваемые в их честь. Считалось, что магическая сила индивидов возрастает по мере взросления и достигает своего максимума, когда он переходит в статус предка, т. е. после его физической смерти. Используя эту силу, как предполагалось, старшие, и в особенности предки, могли наказать младших за неповиновение.

Страх, который испытывал любой взрослый от своего отца, он, в свою очередь, переносил, правда, в меньшей степени, на младших, требуя от всех моложе него по возрасту или стоящих ниже его по общественной лестнице такого же повиновения, какого требовал от него старший. Наряду с требованием полнейшего повиновения развивалось не только почтение к старшим, но и благоговение к ним. Маленький мальчик почитал старшего мальчика. Последний - своего старшего брата, а все вместе - своих родителей.

Достижение определенного возраста еще не гарантировало политического превосходства. Для этого необходимо было обладать определенными личными качествами, авторитетом и материальными ресурсами. Последние давали возможность заключать многочисленные браки, организовывать угощения и застолья. Поэтому старейшина - это человек не только относящийся к старшему поколению, но и влиятельный (богатый).

Союз поколений. В архаических культурах дети подчас большее значение придают тому, чьи они внуки и племянники, нежели тому, кто их конкретные родители. Дети почти все время проводят с прародителями и со сверстниками. Растущие дети невольно намекают родителям о надвигающейся старости и незаметном приближении смерти. Прародители давно с этим смирились, и спокойно ждут своего часа, щедро даря сохранившееся душевное тепло ненаглядным внучатам, нередко носящим их имена. Внучка напоминает даже именем своим дедушке юную бабушку. Внучка ему роднее бабушки.

Эта традиция разъединяет смежные поколения. Разрыв поколений приходится на то время, когда младшие больше всего склонны к непредсказуемой активности и поиску, а юным родителям не хватает терпения, сил и мудрости.

В архаических обществах конфликты чаще всего случаются между смежными поколениями. Если существует враждебность людей смежных поколений (отца и сына), то между людьми, отделенными друг от друга целым поколением (дед и внук), наоборот, сохраняются отношения теплой привязанности. Юноша знает, что отец может подвергнуть его наказанию, но ему это не нравится, и он ищет сочувствия у деда.

Родители нередко отдавали своих детей на воспитание в семью дяди по линии матери, где главными педагогами выступают двоюродные дедушки и бабушки. Чтобы родители не избаловали, не изнежили или, наоборот, не затюкали своих детей. Чтобы не отвлекали родителей, дядьев и теток от тех обязанностей и прав, которые им предписывает их возрастной статус. Побывавший в роли внука, повзрослевший юноша после многолетнего перерыва вновь становится после прохождения обряда инициации - теперь уже полноправным и полноценным - сыном родного статуса.

Внучки и бабушки, девочки, не достигшие половой зрелости, и пожилые женщины, пережившие климакс и уже потерявшие способность к деторождению, образуют особую межпоколенческую общность внутри женской половины социума. Дети и старики, "стар и млад" кристаллизуются в дуально-возрастную композицию.

Поэтому имя и имущество в африканском обществе обычно передается не напрямую, от родителей к детям (часто неблагодарным и не всегда достойным), а через поколение, внукам и внучатам. Иногда такое наследование реализуется через эпиклериат - брак с внучкой с передачей имущества деда. Тем самым обеспечивается защита рода от своеволия детей и особенно их супругов, пришедших из других кланов.

Трансляция имен. Близость стариков и детей, дедов и внуков подчеркивается многими традиционными ритуалами, в частности, процедурой наречения новорожденного именем деда.

Одновременно в употреблении находится строго лимитированное число имен собственных. Обычно они повторяют имена дедов и бабок, уже ушедших из жизни, но изредка благополучно здравствующих, или их братьев и сестер. Этот набор имен называется "гнездом клана". Их передача знаменует новое земное рождение почивших предков. У славян перед смертью старик говорил внучке, чтобы она росла, выходила замуж, а он родится от нее.

Имя служило средством передачи известных качеств покойного новорожденному. Суть процедуры наименования младенца заключается в том, чтобы через правильный подбор имени "узнать" вернувшегося из инобытия предка либо уважить почитаемого старшего родственника, при жизни заслужившего титул "предка". Малыша в шутку называют "дедушкой" или "бабушкой", как бы подчеркивая "возвращение в его лице лучших черт и качеств прародителей. При этом младенец окружен повышенным вниманием многочисленной родни. Отныне он выступает носителем имени, воспреемником духа и личности деда или бабки. При отсутствии у ряда народностей (например, у амхаров Эфиопии) фамилии вместо нее в заграничный паспорт человека заносится имя деда.

По закону запоздалой наследственности к внукам и правнукам иногда в сильнейшей степени переходят качества дедов и прадедов, чем к сыновьям и дочерям их. Отсюда термин атавизм (от лат, слова atavis - прародитель). Дети бывают иногда чрезвычайно похожи по виду и даже по индивидуальным качествам на одного из дедов или даже более отдаленного бокового родственника. Соответственно, качества прародителей могут не передаваться прямо детям, а часто проявляются у потомков по прошествии нескольких поколений - это и есть признаки и последствия атавизма.

У папуасов и некоторых аборигенов островов южных морей старый дед, не способный обеспечить себе достойное существование, становился как бы дополнительным "сыном" своего старшего сына, то есть, строго говоря, своим же "внуком". Здесь основой родства является не зачатие, не рождение, не воспитание, а кормление. Кто предоставляет другому еду, тот -старший социальный родственник, "отец родной". Пользующийся пищей, добытой другими, котируется как "дитя". Дед у папуасов в социальном смысле обретает статус собственного внука.

Если старик к 60 годам еще жив, а его точно так же поименованный "двойник" уже родился, то старик жив только физически, а социально уже "умер". Живой "покойник", но не труп. Из "вневременья" в число почетных предков может вывести только добровольная смерть, встречающаяся среди вождей и старейшин.

Семья - это сложная и разносторонняя структура, которую люди старались изучить с самых древних времен. Можно сказать, что в основании мировой цивилизации исторически лежит феномен семьи, так как семья появилась еще до перехода человека к земледелию. Одна из наук, которая изучает семью - социология семьи. Ниже приведены несколько наиболее общих определений этого понятия:

Семья - это внутренняя группа лиц или множество внутренних групп, связанных родством от общего предка, брака или принятия. Статья 16 части 3 "Универсальной Декларации Прав человека" говорит: "семья - естественная и фундаментальная единица группы общества и имеет право на защиту обществом и государством". В юридическом смысле семья - это круг лиц, связанных имущественными и неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства или какой-либо формы принятия детей в семью. Большая советская энциклопедия дает следующее определение семьи: «семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений.

В семье может быть несколько типов отношений: вертикальная (когда существует четкая иерархия членов семьи, и она жестко соблюдается) и горизонтальная (отношения в семье строятся на принципе равенства супругов, а так же дети часто воспринимаются не как те, кто должен подчиняться родителям, а как самостоятельные личности, имеющие возможность принимать участие в жизни семьи наравне с родителями)

Ключевые слова: Семья
Источник: Монина Г.Б., Психология семьи
Материалы по теме
Распределение ролей и лидерство в семье
Кравченко А. И., Основы социологии и политологии: учебник для бакалавров. -Москва : Проспект...
Понятие и категории семьи
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Поощрение и наказание в семье
Раншбург Йене, Поппер Петер - Секреты личности
Психоаналитическая интерпретация родства, семьи и культуры
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Она плюс мужчины - равно любовь?
...
Социально-педагогический мониторинг детского неблагополучия
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Реконструкция семейных отношений
Полин А.В., Медицинская психология
Причины конфликтов с подростком в семье
Волков Б.С., Психология подростка: учебное пособие. — М.: Академический проект, 2017. —240 с...
Оставить комментарий