Межличностный конфликт

Межличностные конфликты можно разделить на следующие виды:

  1. соперничество — стремление к доминированию;
  2. спор — разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения проблем;
  3. дискуссия — обсуждение спорного вопроса. Исходным условием успешности общения является.

Соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Социальная значимость конфликта различна и зависит от ценностей, лежащих в основе межличностных отношений.

В совместной деятельности причинами конфликтов могут выступать два рода детерминант: предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов. Причиной возникновения конфликтов являются также непреодоленные смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию взаимодействия общающихся. Смысловой барьер в общении — это несовпадение смыслов высказанного требования для партнеров в общении.

В работах Алексея Леонтьева понятие личностного смысла глубоко проанализировано. Одно и то же слово, действие, обстоятельство могут иметь различный смысл для разных людей. В любой ситуации общения требуется понимание стратегии и тактики поведения партнера по ситуации. Причем, если стратегия взаимодействия определена выполняемой социальной активностью, тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере. В единстве этих двух моментов и создается реальная ситуация взаимодействия.

С точки зрения Э. Берне в каждом человеке существует три «я»:

  • Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо);
  • Родитель (напротив, независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя),
  • Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ими).

«Я» в виде Дитя возникает в детстве; в том же возрасте за счет подражания формируется родительское «я»; «я» в форме взрослого складывается за счет жизненного опыта субъекта.

Суть теории Э. Берне сводится к тому, что, когда ролевые позиции партнеров по общению согласованы, их акт взаимодействия доставляет обоим чувство удовлетворения, Если положительная эмоция заранее присутствует в общении, такое взаимодействие Э. Берне называет «поглаживанием». При согласовании позиций у людей идет обмен поглаживаниями. Содержание контакта может быть очень многообразным по ролевым позициям партнеров, и решающее значение может иметь то, насколько правильно выбрана позиция. То, какую
позицию мы займем в контакте, определяет и круг психологических ролей.

Темы: Конфликт
Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Стадии протекания социального конфликта
Фролов С.С., Основы социологии
Стратегии взаимодействия в общении
Панфилова А.П., Теория и практика общения
Негативные последствия конфликта
...
Производственный конфликт: анализ мотивации
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Структурный конфликт
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина
Политический конфликт
Пусько В.С. (ред.) - Политология. Учебное пособие - 2014
Поведение мужчин и женщин в конфликтных и фрустрирующих ситуациях
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Позитивные функции конфликта
Менеджмент. Учебное пособие
Оставить комментарий