Международные отношения: история, сущность, понятия

Международные отношения представляют собой сферу общения и взаимодействия людей на межгосударственном уровне. Международные отношения складываются на самом деле не между народами, а между государствами. Между народами возникают межнациональные (этнические) и культурные отношения. Они не относятся прямо к политике. Государство — понятие политико-правовое, поэтому международные отношения на самом деле являются межгосударственными.

Когда употребляют данный термин, то подразумевают социальные, экономические и культурные проблемы международной жизни, рассматриваются место и роль государства и национальных интересов в формировании мировой политики, вопросы государственного суверенитета и национальной безопасности, источники и формы международных конфликтов и войн, пути и формы их разрешения и т. д

Данное понятие охватывает очень широкий и достаточно разнородный круг явлений, поэтому бывает очень сложно структурировать международные отношения, упорядочить их, выделить составные элементы. Тем не менее очевидно, что в ряду ключевых, самых важных элементов международных отношений находятся национальное государство, внешняя политика государства, международная политика, международное право, которые, в свою очередь, включают круг более частных понятий, например в международную политику входят такие явления, как международные конфликты и войны, терроризм, военно-политическое давление, баланс сил, национальный интерес, концепция коллективной безопасности и др., а в международном праве центральным являются защита прав человека, право на вмешательство и т. п. Поскольку четкого разграничения между понятиями «международные отношения», «международная политика» и «международное право» не существует, то одни и те же явления могут входить в каждое из них. Так, защита прав человека выступает элементом международного права и международных отношений. Термины «международная политика» и «международные отношения» в литературе нередко употребляются как синонимы. Такова сложившаяся традиция, и мы не будем ее нарушать.

Начиная с Древнего мира вплоть до исхода XX столетия в международной политике доминировали великие державы, раньше их называли империями, сегодня — просто государствами. Они устанавливали правила международной политической игры, применяли военную силу для решения политических конфликтов, навязывая свою волю малым государствам, формировали геополитическую карту мира (структуру международной арены), выступали арбитрами в споре между малыми государствами, вмешивались во внутренние дела других государств, всюду преследуя свой национальный интерес. Они контролировали решение вопросов, касающихся распределения мировых ресурсов, мировых цен, сфер влияния и др. Малые государства постоянно боролись за экономическую и национальную независимость, объединялись в политические блоки и союзы, играя на противоречиях и столкновении интересов великих держав.

Ученые считают, что сущность международных отношений не изменилась на протяжении последних тысячелетий. Международные отношения продолжают оставаться полем борьбы за богатство и власть между государствами и военно-политическими блоками. Любое государство, тем более крупное, всегда стремилось увеличить свои вес и влияние за счет других. С помощью угроз или применения силы, формирования коалиций и завоевания зон влияния оно сформировало такую международную среду и такие правила политической игры, которые позволяют ему реализовать свои национальные интересы с наименьшими потерями. Иначе говоря, одним из важнейших принципов международных отношений является стремление государств получить контроль над поведением других.

Межгосударственные отношения регулируются разного рода двух- и многосторонними договорами и соглашениями, уставами, хартиями, основанными на международно-правовых нормах и общепринятых правилах поведения государств. Сотрудничество между государствами закрепляется в двух- и многосторонних договорам и союзах. Союзы представляют собой формальные или неформальные договоренности между государствами по вопросу сотрудничества или взаимопомощи в военной, экономической или политической сфере. Договоры имеют те же цели, но имеют формально-правовой характер. Это могут быть соглашения по культ урн ому обмену, торгово-экономические соглашения и взаимные соглашения о безопасности, договоры об ограничении стратегических ядерных вооружений. Ярким примером многостороннего международного соглашения служит Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое содержит свод правовых норм, регулирующих торговые соглашения между 23 странами.

Важным инструментом международной политики выступает международное право — совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими участниками (субъектами) международного общения. Оно ставит целью разработку и закрепление минимально необходимых норм и правил сосуществования стран с различным политическим строем, в частности принципы ненападения, мирного разрешения споров, разоружения, уважения прав человека, запрещения пропаганды войны, соблюдения международных договоров.

Международное право, которое выражается в международных соглашениях и подписывается главами государств (часто с ратификацией парламентами), содержит такие принципы и нормы поведения субъектов международного общения, которые являются обязательными для всех государств. К примеру, отмена смертной казни принята всеми членами Европейского содружества, и Россия, желающая в него вступить, обязана его придерживаться. Российское право предусматривает смертную казнь за некоторые особо тяжкие преступления. В 1999 г. Госдума отказалась утвердить законопроект о полной отмене смертной казни, ссылаясь на чрезмерно высокий уровень преступности в стране. Однако президент своим постановлением временно запретил ее применение.

Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН. 25-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1970) приняла Декларацию о принципах международного права. Еще раньше, а именно в 1943 г., Генеральная Ассамблея ООН приняла «Всеобщую декларацию прав человека» — один из основополагающих актов международного права. Проблема защиты прав человека заняла важное место в международной политике после Второй мировой войны. В этой сфере был принят ряд международных актов, которые стали составной частью международного права. Они призваны обеспечить международно-правовую базу для гарантии прав и свобод личности независимо от национальности, социального происхождения, религиозной веры и т. д. Примером таких актов служит Европейская конвенция по правам человека от 4 ноября 1950 г. Государства, подписавшие эту конвенцию, взяли на себя обязательства разрешать своим гражданам обращаться с жалобой в Европейскую комиссию по правам человека в случае нарушения их прав и свобод.

Совет Европы, созданный в 1949 г., руководствуется сегодня принципом, согласно которому защита прав человека является делом всего мирового сообщества. Так, в Декларации стран — членов СБСЕ /ОВСЕ, принятой на встрече глав государств и правительств в Хельсинки в июле 1992 г., провозглашено, что выполнение обязательств по гуманитарным вопросам «не является исключительно внутренним делом государств». Проблема прав человека являлась эпицентром политической борьбы в последние два-три десятилетия. И хотя мировое сообщество добилось здесь серьезных успехов, многие страны все еще далеки от того, чтобы признать права и свободы общечеловеческими ценностями. Показательно, что на конференции по правам человека, состоявшейся в 1993 г. в Вене, лишь несколько азиатских стран, в том числе Япония и Республика Корея, поддержали резолюцию, призывающую рассматривать права человека в качестве универсальных принципов

Честный политик — тот, кону его соратники не рассказывают, как он выиграл выборы.
Джерри Робинсон

В целях защиты прав человека и спасения Косова ров от геноцида в мае — июне 1999 г. НАТО осуществило военно-воздушное вмешательство во внутренние дела Югославии. Военный конфликт продолжался 78 дней. Несоблюдение прав человека для западных стран часто выступает поводом неоказания финансовой помощи развивающимся странам, а также для политического давления на них. Считается, что те политические режимы, которые придерживаются принципов авторитаризма и тоталитаризма, обязательно нарушают права человека, а США, считающие себя гарантом демократии во всем мире, должны бороться с ними. При этом США ссылается на так называемое «право на вмешательство», согласно которому одно государство (или группа государств) вправе вмешиваться во внутренние дела другого государства по причине нарушения им прав своих граждан, бессилия его властей остановить начавшуюся гражданскую войну, защитить демократию и т. д. За последнее время «право на вмешательство» не раз с одобрения международного сообщества использовалось великими державами в различных регионах земного шара. США и СССР, негласно руководствуясь этим принципом, развязали такие крупные конфликты, как вьетнамская и афганская войны. Этот принцип подразумевался в «доктрине Рейгана», согласно которой военное вмешательство во внутренние дела другого государства, пусть даже с целью свержения правительства, оправдано, если оно позволяет блокировать коммунистические и поддержать демократические силы.

Но вмешательство одной страны в дела другой ограничено принципом суверенитета, который определяет юрисдикцию государства и предписывает каждому государству уважать суверенитет всех других в пределах их территорий. Из него вытекает требование о невмешательстве одной страны во внутренние дела другой. Международное право признает суверенное национальное государство главным носителем власти не только в рамках отдельно взятой страны, но и на международной арене. Именно государство имеет реальные властные полномочия осуществлять внешнюю политику, выступать в качестве субъекта отношений с другими государствами, заключать межгосударственные договоры и соглашения, объявлять войну, заключать мир и т. д Условием притязаний каждого государства на верховную власть на своей территории является признание и за другими государствами равных прав на ведение дел по своему усмотрению в пределах своих границ. Государства предоставляют друг другу права юрисдикции в пределах соответствующих территорий.

Принцип суверенного равенства выступает стержневым элементом международного права. Он конкретизируется в нескольких важных нормах международного права, рассматривающих государства как единственных или главных носителей прав и обязанностей, как единственных законных агентов применения легитимного насилия, а также как источник порядка и сдержанности в международной системе. В международном праве провозглашается суверенное равенство всех без исключения государств друг перед другом и перед международным сообществом. Всякие пограничные или иные инциденты, возникающие между двумя соседними государствами, должны решаться без вмешательства третьих стран, конечно, кроме тех случаев, когда сами заинтересованные стороны попросят об этом.

Каждое суверенное государство как субъект международных отношений проводит собственную внешнюю политику, которая определяется множеством факторов, включая уровни социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение, национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности и т. д.

Основу международной политики (мировой политики) составляют разного рода конфликты между странами, способы их разрешения, разнообразные формы межгосударственного сотрудничества и взаимовыгодные отношения. Главным средством реализации отношений государств в мировом сообществе является внешняя политика. Под внешней политикой понимается общий курс государства в международных делах, призванный обеспечить наиболее благоприятные международные условия для достижения целей и интересов данного государства. Важнейшей функцией внешней политики является предотвращение войн, агрессии и разного рода конфликтов между государствами.

Внешняя политика осуществляется специально созданными для этого государственными органами. В подавляющем большинстве стран, в том числе и в России, это министерства иностранных дел, в США — государственный департамент, возглавляемый государственным секретарем, во Франции — министерство внешних сношений. Это ведомство призвано представлять и защищать права и интересы государства в сфере международных отношений.

Главным средством реализации внешней политики является дипломатия. Дипломатия — официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики, а также по защите интересов государства за границей. Слово «дипломатия» происходит от греч. dipl + ста (в Древней Греции — сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия). Дипломатия восходит к древнейшей истории человечества. Первые постоянные миссии стали учреждаться с конца XV в., а в России они появились под наименованием Посольского приказа в XVI в.

Сегодня дипломатические отношения составляют основную форму поддержания официальных отношений между государствами. Они соответствуют международному праву, согласно которому государства должны строить отношения друг с другом на равноправной, взаимовыгодной основе, особенно в вопросах, касающихся обеспечения международной безопасности. Само понятие «дипломатия» связано с искусством ведения переговоров и поисков взаимоприемлемых решений в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, расширения и углубления межгосударственного и международного сотрудничества.

Для осуществления дипломатических отношений создаются специальные внешнеполитические представительства, такие как посольство, миссия, консульство, торговые и иные. Их правовое положение регулируется специальными документами, принятыми на основе международного права. Это прежде всего Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., двусторонние договоры и внутреннее законодательство страны пребывания. Важнейшая функция дипломатических представительств состоит в информировании своего правительства о положении и событиях в стране пребывания, а правительства страны пребывания — о политике представляемого дипломатическим представительством государства.

На дипломатической службе государства находятся профессионально подготовленные специалисты высокого класса. Их именуют дипломатами, консулами, атташе, советниками, дипработниками и т. д. Как правило, они имеют высшее специальное образование. По определению дипломатия представляет собой совокупность практических мероприятий, приемов и методов невоенного характера, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач. Ее осуществление входит в задачу глав государств и правительств, министров иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом и т. д. Дипломаты разрабатывают и устанавливают соглашения о торговле, таможенных пошлинах, транспорте, почте и телеграфе, валютных расчетах и т. д. Им приходится решать такие деликатные вопросы, как предоставление политического убежища и выдача преступников, защита прав человека и многие другие.

Нам знакомы выражения «дипломатическая почта», «дипломатический курьер», «дипломатическая виза», «дипломатическая миссия», «дипломатический визит», «дипломатическая нота» и др. Они описывают официальные каналы и способы международной связи, формального общения глав и представителей государств. Термин «челночная дипломатия» выражает процесс непрерывных дискуссий и переговоров средствами постоянных поездок и визитов в другую страну, и термин «народная дипломатия» в годы перестройки (конец 80-х—начало 90-х гг.) указывал на неофициальные каналы общения народов тех стран, которые прежде враждовали. К примеру, проведение международных выставок детских рисунков, обмен юношескими или самодеятельными коллективами входили в круг таких явлений, но обычный туризм, осуществляемый частным образом для ознакомления с достопримечательностями другой страны, отсюда исключался. Цель народной дипломатии — культурное и политическое сближение разных народов, а не расширение кругозора, образования или развлечений.

Ключевые слова: Политика
Источник: Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Материалы по теме
Функции политического лидера
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Партисипаторная концепция демократии
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Политические рационализации
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Ибн Хальдун и его политические идеи
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политическое красноречие
Лмов М.Р., Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по...
Морфологические свойства политики
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Основные направления развития политических учений Древнего мира
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Оставить комментарий