Метод приемных детей позволяет выяснить, что больше влияет на развитие признака - генетические задатки или определенное воздействие среды. Для этого изучают детей, принятых на воспитание в другие семьи.
В основе метода лежит сравнение их сходства с родителями биологическими и теми, которые их воспитывали. Сходство с биологическими родителями трактуеттся как свидетельство генетических влияний, сходство с приемными - как показатель влияния общей среды. В качестве Примера приведем исследование роли генотипа и среды в формИровании такого признака, как коэффициент интеллекта (IQ). Было показано, что если коэффициент IQ родной матери был вьше 120 баллов, то у детей этой группы, отданных на воспитание в другие семьи, впоследствии не отмечалось ни одного случая с IQ меньше 95, а у 44% детей он тоже был больше 120. Если посмотреть на коэффициент интеллекта тех приемных детей, у которых биологические матери имели IQ меньше 95 баллов, то оказывается, что в результате не было ни одного ребенка с коэффициентом интеллекта больше 120 баллов, а у 15% он был ниже 95. Такие данные свидетельствуют о большой роли генотипа в развитии этого признака.