Менеджмент знания и сетевая коммуникация

Менеджмент знания в современных организациях охватывает все основные стороны их развития и изменения. Выделяются два поколения подходов к менеджменту знаний. Первое поколение включало в себя разработчиков менеджмента знаний, фокусировавшихся на изучении носителей знаний, которыми выступали индивиды в организации. Второе поколение интерпретирует менеджмент знаний как поиск, анализ, понимание и развитие знаний в организационном контексте и применительно к организациям. В этом втором подходе особое внимание уделяется сетевой модели организационных отношений. Также следует отметить, что менеджмент знаний самым тесным образом связан с внедрением новых информационных технологий. В публичном секторе менеджмент знания опирается в определенной мере на возможности электронного правительства и электронной демократии. Идея электронного правительства находит применение в публичном управлении в том аспекте, который начинает активно развиваться в конце 1990-х годов, а именно — касавшемся проблем публичного управления в условиях формирующегося общества знания.

В целом концепция общества знания затрагивает многие стороны современного социального развития. Не случайно основной социальной группой будущего многие сегодня называют «работников знания», или «когнитариев». Общество знания прежде всего влияет на экономику, позволяя ей включать знание в основной актив современного производства. Развитие технологической окружающей среды современных форм жизни модифицирует их, делает более информационно насыщенными и динамичными. Современное общество создает разветвленную информационную инфраструктуру, обеспечивающую современные потоки общения, движения товаров, производства услуг, культурное взаимодействие. Общество знания невозможно без инноваций, которые пронизывают современное производство, науку, культуру и общение. Инновационный характер деятельности заставляет учиться и делает образование решающей сферой развития производства и общественных отношений. Поэтому существенное значение приобретает такой фактор развития, как инвестиции в людей и совершенствование их способностей.

В этом отношении технологии менеджмента знания (knowledge management) начинают использоваться в публичном секторе довольно активно, а электронное правительство здесь служит удобным средством их реализации. Значение менеджмента знания для публичного сектора определяется рядом обстоятельств, среди которых обычно выделяют

  1. роль знания как средства конкуренции между публичными акторами и между публичным и частным секторами в деле производства товаров и услуг, которые становятся все более наполняемыми невидимым капиталом (знаниями); 
  2. необходимость постоянного обучения и переобучения государственных служащих, когда, с одной стороны, знания устаревают очень быстро, а с другой — в условиях подвижности кадров в управлении возникает проблема поддержания институциональной памяти и механизмов передачи опыта;
  3. усложнение целей политики и необходимость обмена знаниями в качестве фактора эффективной их реализации, минуя институциональные барьеры, разделяющие государственных служащих.

Сегодня знания превратились в решающий фактор развития экономики, социальной сферы, политики и культуры. Требование управлять знаниями является необходимым условием конкурентоспособности современной организации в частном или публичном секторе. От этого в значительной мере зависит эффективность деятельности и потенциал развития любой организации. Современное публичное управление учитывает эту особенность и использует возможности новых информационных технологий для совершенствования процесса принятия решений, развития внутриправительственной деятельности, предоставления общественных услуг и в целом — для построения новых демократических отношений между государством и обществом.

Менеджмент знания в публичном управлении — новое направление организации деятельности государственных структур. Возникнув в качестве важнейшего фактора повышения эффективности деятельности бизнес-структур в 1990-х годах, он начинает использоваться и в публичном секторе, в органах законодательной и исполнительной власти.

По сути, менеджмент знания — это новые стратегии и технологии управления интеллектуальным капиталом организации, основанные на революции в знаниях и коммуникации. Как вид управленческой деятельности и специфическая функция, считает Б. 3. Мильнер, управление знаниями имеет ряд особенностей:

«Во-первых, знания являются и ресурсом и объектом управления практически во всех подразделениях и в рамках всех функций, поскольку не существует ни одного вида деятельности в организации, для которого знания не были бы источником развития и совершенствования. Во-вторых, управление знаниями непосредственно связано с использованием современных информационных технологий, сети Интернет, других разветвленных и универсальных сетей, позволяющих накапливать и распространять необходимые знания. В-третьих, функция управления знаниями выполняет интеграционную и координационную роль в процессе организационного обучения. И, в-четвертых, в качестве важного условия эффективного управления знаниями следует считать демократическое управление в организациях».

Коммуникационные аспекты менеджмента знания затрагивают его существенные характеристики и процессы. Во-первых, менеджмент знания учитывает, что процессы получения, обработки и использования знания невозможны без коммуникации; при этом коммуникация понимается не только как передача информации (знание не сводится к информации), но и в качестве процесса формирования разделяемых участниками организации ментальных моделей. Во-вторых, коммуникация выступает центральным фактором расширения знания в организации, так как обмен знаниями в процессе общения взаимно обогащает его участников и создает дополнительный импульс для эффективной деятельности. В-третьих, менеджмент знания посредством коммуникации организует то, что называется «организационным научением» (organizational learning); способность обучаться — это свойство не только членов организации, но и организации в целом. В-четвертых, эффект знания в организации определяется ее коммуникационными способностями в отношении внешнего окружения; обширные межорганизационные связи (а следовательно, и общение) позволяют более эффективно осуществлять выбор в условиях быстро изменяющейся ситуации. В-пятых, развитые организационные потоки коммуникации способствуют единой организационной культуре и повышению общей корпоративной ответственности за реализацию организационной цели на основе совместного знания. В-шестых, организационное знание, функционирующее и обновляющееся в процессе коммуникации, составляет условие развития организации, позволяет снизить издержки «организационного торможения» реформ.

Распределение знаний в сетях определяется всеми характеристиками сетевого взаимодействия. Особую роль здесь играют такие сетевые свойства, как слабость или сила взаимодействий, проницаемость сетевых границ, наличие тесных кластерных групп в сетях (сетевые команды), влияние внешних сетей, сетевая культура распределения знаний и т.д. Так, сильные сетевые структуры способствуют формированию и передаче обычно сложных знаний, некодифицированных и неявных; они формируют контекстуально связанное знание, требуют интенсивного обмена ресурсами. Слабые же связи в сетях порождают простое и кодифицированное знание, свободное от контекста, и не требуют интенсивного обмена ресурсами (табл. 6.2).


Особое значение эти и другие коммуникативные компоненты менеджмента знания имеют для государственного управления, ориентированного на эффективное следование общественному благу и сотрудничество с гражданским обществом. Повышение уровня взаимосвязей между различными государственными структурами, а также невозможность выполнения задач без сетевых структур, включающих гражданские ассоциации и бизнес, увеличивают сложность организации управления. Эффективное управление в этой ситуации может быть достигнуто в том числе и за счет формирования и институционализации совместных ментальных моделей, влияющих на процессы разработки, принятия и реализации государственных решений. Доверие к государству возникает на основе разделяемого знания.

В этом отношении особую важность приобретает такая форма электронной демократии, как электронное правительство, способное служить катализатором реформирования публичного сектора на основе менеджмента знания. Электронное правительство играет важную роль на всех этапах формирования знания — при возникновении взаимного доверия, концептуализации, кристаллизации, передаче знания. При этом электронное правительство выполняет важную функцию приобщения населения к цифровым технологиям взаимодействия. Граждане, используя электронное правительство, научаются получать информацию, услуги и осуществлять коммуникацию через электронные сети. Электронное правительство стимулирует развитие новых познавательных навыков и создание своеобразной сети публичного знания, если иметь в виду расширение электронного правительства в область электронной демократии. Электронное правительство поддерживает включение граждан, их ассоциаций, бизнеса в общество, основанное на знаниях, стимулируя коммуникацию по трем сферам «правительство—правительство», «правительство—бизнес», «правительство— граждане». Важный сегмент движения за электронное правительство — поддержка новых технологий в предоставлении образовательных услуг, реализация принципа «пожизненного обучения» (lifelong learning). Западный опыт свидетельствует о значительной роли электронного правительства в развитии доверия к электронному предоставлению услуг вообще; электронное правительство поощряет лидерство в использовании новых технологий для честной и свободной конкуренции в сфере услуг. Оно расширяет пространство коммуникации, что способствует развитию знания и его совместного использования. Отмечается, что электронное правительство трансформирует стандарты спроса в частном секторе, изменяя ожидания граждан.

Ключевые слова: Политические сети
Источник: Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А. С. Шерстобитов. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2014
Материалы по теме
Сетевые отношения и выработка публичной политики
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Политические сети и факторы окружающей среды
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Сетевые ресурсы и социальный капитал
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Интеллектуальный капитал организации как ресурс сети
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Коммуникационные механизмы сетевого политического обмена
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Ресурсные связи в политических сетях
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Общие методологические установки концепции «политических сетей»
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Коммуникация в политических сетях
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Оставить комментарий