Менеджмент как наука и искусство управления

Слово «менеджмент» («management») прочно обосновалось в российском лексиконе в 90-х-2000-х годах, маркируя тем самым появление новых тенденций в развитии общества и, прежде всего, экономики. В наши дни менеджеры присутствуют почти во всех предприятиях и фирмах, а менеджмент распространяется на самые разные сферы жизнедеятельности человека. Сегодня существует менеджмент организаций, стратегический менеджмент, менеджмент социальной работы, менеджмент инноваций, производственный менеджмент и многие другие типы менеджмента.

Термин «менеджмент» имеет американские корни и не переводится дословно на русский язык, но любое его толкование сводится к управленческой деятельности. Действительно, менеджмент происходит от английского «manage» - управлять. Вместе с тем, термин «управление» не может в полной мере быть синонимом термина «менеджмент», поскольку первый намного шире по своему смысловому диапазону, так как может распространяться и на технические, и на биологические процессы. Например, чтобы управлять автомобилем -не нужно быть менеджером, а в управлении государством или процессами неживой природы применение навыков менеджера не всегда возможно или нужно.

В многочисленной литературе, посвященной менеджменту, специалисты отмечают, что термин «менеджмент» применяется лишь в отношении управления социально-экономическими процессами на уровне фирмы, организации, предприятия, действующего в рыночных условиях. Стоит также заметить, что характер этих организаций и фирм может быть разным и в процессе своей деятельности они могут преследовать не только коммерческие, но и некоммерческие цели.

Менеджмент охватывает деятельность промышленных фирм, частных компаний, туристических агентств, гостиниц, транспортных компаний, банков, учреждений образования и культуры и всех остальных хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.

Сущность менеджмента чаще всего связывают с системой управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных институтов, организаций, предприятий, структур и т.д. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политика, коммерция, наука, образование, конфессиональная активность, туризм, культура и т.д.

Деятельность организаций и фирм часто требует такого стиля работы, который основан на поиске новых возможностей, на умении находить и привлекать для решения задач разнообразные ресурсы, на использовании возможности повышения эффективности производства. Все это имеет самое непосредственное отношение к менеджменту. При этом менеджмент можно понимать как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей1. Таким образом, менеджмент - это человеческие возможности, с помощью которых используются ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации. Между тем менеджментом является и такой вид управления, который обеспечивает успешное функционирование различных социальных институтов, которые призваны осуществлять социально значимую деятельность.

Нередко под менеджментом понимается «самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента». Рыночные условия означают ориентацию организации на спрос и потребности рынка, постоянную корректировку ее поведения в зависимости от состояния рынка, стремление к повышению эффективности производства, наличие хозяйственной самостоятельности, а также конечного результата деятельности организации.

Некоторые исследователи в области менеджмента подчеркивают, что менеджмент имеет два аспекта, рассмотрение которых позволяет лучше понять сущность менеджмента.

Во-первых, в менеджменте существует процессный аспект, который заключается в том, что специально подготовленные люди формируют организацию, ставят перед ней цели и задачи, обеспечивают посредством планирования достижение последних через эффективное управление людьми и ресурсами.

Во-вторых, функциональный аспект менеджмента предполагает в ходе управления выполнение следующих функций: прогнозирование, целеполагание, планирование, организовывание, координирование, учет, контроль, анализ и регулирование. Посредством выполнения этих функций менеджеры обеспечивают условия и организуют эффективное использование труда персонала, производственного аппарата, материальных и финансовых ресурсов организации.

Таким образом, ключевой для деятельности менеджера является его способность обеспечить условия для эффективного использования ресурсов предприятия, фирмы, структуры, учреждения, организации в процессе производства товара или услуги.

Между тем менеджмент нередко интерпретируется как синтез науки и искусства. В оценке менеджмента как науки аргументами служат основанные на управленческой деятельности соображения: управление - это наука, которая имеет свой предмет, сумму накопленных человечеством знаний, представленных различными концепциями, теориями, и как любая другая наука имеет свои проблемы, принципы и методы их решения . В данном случае менеджмент раскрывает природу управленческого труда, факторы и условия совместной трудовой деятельности людей, а также позволяет познать особенности экономических законов в сфере производства, использования ресурсов.

Если мы апеллируем к менеджменту как к искусству, акцент смещается на учет специфики каждого предприятия, особенностей каждой личности или группы людей. Управлять деятельностью других людей не всегда просто, особенно если они составляют организационное целое, на которое оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Искусство менеджмента проявляется в способности в каждом конкретном случае принимать эффективное и оперативное решение, обладать креативным мышлением, учитывать особенности деятельности других людей, брать на себя ответственность за свои решения и стремиться их реализовать. Поэтому менеджменту следует учиться, а в совершенстве овладеть менеджментом могут, прежде всего, талантливые люди.

Менеджер должен опираться на науку и искусство управления, и для этого необходима способность соединять в едином действии постоянно пополняемые научные знания и личностные качества, формируемые как природой человека, так и развиваемые практическим опытом, накапливаемыми знаниями в области своей профессиональной деятельности.

Менеджмент - это система, обеспечивающая комплексный процесс функционирования целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования для этого факторов производства (труда, капитала и земли) и финансов, которая основывается, в свою очередь, на системе принципов, функций, методов и организационной структуры управления, адекватных соответствующим условиям ее внешней среды.

Менеджмент - это процесс, который состоит из взаимосвязанных действий по мотивации поведения, планированию и контролю, организации деятельности, и способствующий взаимодействию человеческих, символических, материальных ресурсов для достижения целей учреждения, фирмы, предприятия.

Менеджмент - это механизм влияния на деятельность отдельных работников, группы людей, организации в целом с целью достижения наилучших результатов.

Системообразующим фактором, задающим целостное функционирование структуры, предприятия, организации, сохранение и развитие, направленные на достижение успеха и цели, выступает управленческая деятельность. Управлением объясняется влияние людей на ход событий.

«Управление определяют как сознательное воздействие человека на объекты и процессы и на участвующих в них людей с целью придать определенную направленность деятельности и получить желаемые результаты».

Управление необходимо для того, чтобы упорядочивать процесс, организовывать совместные действия людей, согласовывать и координировать их действия.

Источник: 
Федотова Н.Г., Менеджмент в сфере культуры