Механизмы формирования стиля деятельности

Известны два пути формирования стиля деятельности: стихийный и целенаправленный.

Первый формируется под влиянием существующей склонности выполнять деятельность определенным способом.

Человек выбирает тот или иной способ деятельности, потому что он ему больше нравится. При этом он не в состоянии даже объяснить, почему он предпочел данный способ. Следовательно, это полуосознанный путь формирования стиля.

Второй же, целенаправленный, путь проявляется в трех вариантах.
В одном случае человек целенаправленно формирует тот или иной стиль вследствие подражания своему кумиру.
В другом случае он анализирует свои сильные и слабые стороны: что ему удается лучше, а что - хуже, и, исходя из такого анализа, выбирает способ деятельности, позволяющий реализовать свои сильные стороны.
В третьем случае стиль навязывается ему педагогом (наставником - на производстве, учителем, тренером). Причем это происходит часто без учета психофизиологических особенностей человека, а просто по принципу «делай, как я» или же согласно существующему на данный момент представлению о том, какой стиль наиболее «прогрессивный» (это отмечается в спортивных играх, где время от времени таковым признается только атакующий стиль). В результате возникает рассогласование между склонностями и способностями человека и тем стилем, который ему навязывается.

Говоря о формировании стиля деятельности стихийным путем и подчеркивая роль в этом склонности, обусловливаемой типологическими особенностями, нельзя не сказать, что последние играют роль и при сознательном формировании стиля самим субъектом, только это влияние опосредуется через способности, с учетом которых человек и выбирает для себя тот или иной стиль. Е. А. Климов отмечает, что в формировании стиля деятельности положительным образом сказывается наличие у человека ярко выраженных качеств (способностей), а В. С. Мерлин относит индивидуальный стиль деятельности к качественной стороне способностей (точнее, возможностей) человека.

Ключевые слова: Деятельность
Материалы по теме
Проявление темперамента в деятельности
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Стиль деятельности и ее эффективность
...
Взаимосвязь психического развития личности и ее основной деятельности
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Определение деятельности как базовой категории психологии
...
Воображение и творческая деятельность
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Принцип единства сознания и деятельности
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Слушание как вид речевой деятельности
Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности
Теория учебной деятельности
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий