Медико-психологическая реабилитация психически больных

Современная концепция реабилитации больных и инвалидов берет свое начало с разработки ее принципов и практического применения в Англии и США во время Второй мировой войны. Наиболее содержательное и полное определение реабилитации принято на 9-м совещании министров здравоохранения и социального обеспечения восточноевропейских стран, согласно которому реабилитация является системой государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный многоэтапный процесс, в результате которого у пострадавшего формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества.

Реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни и труду после болезни, но прежде всего — личностный подход к больному человеку (Кабанов М. М., 1998). В настоящее время принято различать медицинскую, медик-психологическую, профессиональную, социальную реабилитацию.

При психических заболеваниях реабилитация имеет свои особенности, связанные, в первую очередь, с тем, что при них, как ни при каких других болезнях, происходят серьезные нарушения личности, ее социальных связей и отношений. Реабилитация психически больных понимается как их ресоциализация, восстановление или сохранение индивидуальной и общественной ценности больных, их личного и социального статуса.

В основе медико-психологической реабилитации лежит представление о болезни как о разрушительном процессе в организме человека, характеризующемся не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменением его личности, сдвигами в эмоциональной сфере и социальном функционировании. Возвращение к здоровью предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тревоги по поводу возможности ухудшения состояния и рецидива болезни. Особое внимание уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально-адаптивных качеств. Медико-психологическая реабилитация направлена на личность психически больного, его самооценку, коммуникативные свойства, потребности, психологические механизмы компенсации и защиты, способы поведения в семье, в профессиональном коллективе и в других общественных группах. Таким образом, медико-психологическая реабилитация — это система медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни (Шанин Ю. Н., 1999). Ее задача — скорейшее преодоление болезненных симптомов (невротических, неврозоподобных), подавление ипохондрических фиксаций и т. д.

Последовательность этапов реабилитации в каждом конкретном случае может быть различной, но во всех случаях требуется соблюдение максимальной преемственности мероприятий в соответствии с общей программой. М. М. Кабанов выделил три основных этапа реабилитации психически больных:

  1. восстановительная терапия: предупреждение формирования психического дефекта (инвалидизации), явлений госпитализма;
  2.  реадаптация: приспособление больного к жизни и трудовой деятельности во внебольничных условиях;
  3. реабилитация в прямом смысле этого слова: восстановление индивидуальной и общественной ценности больного.

Основными и ведущими методами медико-психологической реабилитации являются психокоррекция и психотерапия. Смягчение проявлений и течения психических заболеваний и расширение возможностей своевременного психофармакологического лечения способствуют возрастанию роли и повышению эффективности психотерапевтического воздействия. Психокоррекционными и психотерапевтическими методами повышают устойчивость к неблагоприятным психогенным воздействиям, смягчают соматические и вегетативные расстройства, формируют активную позицию больного по преодолению болезни, повышают его роль в процессе реабилитации.

Вместе с тем представления о медико-психологической реабилитации при большинстве психических заболеваний до настоящего времени остаются довольно размытыми в силу неопределенности конкретных биологических мишеней (нарушенных функций) и методов воздействия на них с целью восстановления. Лишь в отношении шизофрении можно сказать, что в последние годы наметились определенные ориентиры для биологически обоснованных реабилитационных вмешательств. Речь идет, прежде всего, о коррекции когнитивных нарушений (Дорофейкова М. В., Петрова Н. Н., 2015). Существует несколько моделей когнитивной реабилитации. Некоторые модели предусматривают тренировку отдельных навыков (устной и визуальной рабочей памяти, исполнительских функций (когнитивного контроля), внимания и скорости обработки информации) с помощью повторения упражнений; в других предлагается познавательное обучение в сочетании с профессионально-технической подготовкой и тренировкой социальных навыков. Стратегия тренировки с инструктором (coaching) предполагает групповые занятия и опирается на развитие и поддержание мотивации у участников. Разработаны методы когнитивной реабилитации, сочетающие в себе общие когнитивные тренинги и обучение конкретным компенсаторным навыкам; например, тренировка с помощью компьютерной программы CogRehab включает задачи, развивающие вербальную и зрительную память, речь, зрительно-моторные навыки, ориентацию, внимание, скорость обработки информации, и сочетается с психотерапией, в том числе групповой.

Очевидно, что прочие нозологии также нуждаются в разработке аналогичных подходов, при этом эффективная реализация медико-психологических реабилитационных мероприятий при психических заболеваниях может быть действенной лишь при условии объединения усилий специалистов в области психиатрии, социальной и медицинской психологии, психофизиологии, наркологии и ряда других.

Ключевые слова: Терапия, Психиатрия
Источник: Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит, 2019
Материалы по теме
Морита терапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Использование ролевых игр в работе с несовершеннолетними
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Психическое здоровье и общество
Психиатрия. Национальное руководство. 2-е издание. Автор: Александровский Ю.А., Незнанов Н.Г...
Правовые принципы назначения судебно-психиатрической экспертизы
Краткий курс по судебной психиатрии : учеб. пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. :...
Международные классификации психических расстройств
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Негативная терапевтическая реакция
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Направления психиатрии
Коркина М.В. - Психиатрия
Нормативно-правовые основы оказания психиатрической помощи
Психиатрия. Национальное руководство. 2-е издание. Автор: Александровский Ю.А., Незнанов Н.Г...
Оставить комментарий