Марксизм и культура

Марксизм как официальная идеология отводил культуре незавидное место между базисом (совокупность господствующих производственных отношений) и надстройкой (идеология и идеологические структуры) общества. Однако и в «Капитале» (1843-1883) К. Маркса, и в «Немецкой идеологии» (1845-1847) К. Маркса и Ф. Энгельса, и в других их трудах говорится не только о классовом характере культуры в антагонистическом обществе и об изменении типов культуры вместе со сменой общественно-экономических формаций (рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм). К. Маркс трактовал культуру как совершенно особый вид собственности — духовной, интеллектуальной, научной, художественной и т. п. Причем все они — понятия не абстрактные, а предметные, составляющие особую разновидность — культурный капитал. В. М. Межуев более чем убедительно доказывает, что историко материалистическая философия культуры К. Маркса и Ф. Энгельса, как и марксизм в целом, традиционно упрощаются и трактуются искаженно:

«На наше восприятие учения Маркса наложили отпечаток идеи, которые с большой натяжкой могут быть отнесены к чисто марксистским.»

В понимании культуры Маркс исходил из ее неприродности. Как у неприродного объекта у нее «нет ни грана вещества», и она не подлежит внешней фиксации и наблюдению, хотя природный материал широко привлекается для оформления искусственных творений человека — артефактов, как сказали мы бы сегодня.

Материализм Маркса отнюдь не переводит культуру в факультативный ряд. Культура при всей детерминированности его взглядов экономикой остается для автора «Капитала» приоритетной, ибо это

«культивирование всех свойств общественного человека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и потребностями, — производство человека как можно более целостного и универсального продукта общества.».

Мало того, коммунистическая модель человеческого общества, проект которой разрабатывал Маркс, какой бы утопической и идеалистической она сейчас ни представлялась, в его понимании ставила культуру на ведущее место, переводя на второстепенное экономику и политику. По Марксу, коммунистическая стадия формационного развития была не концом, а началом истории, и человек при этом приобретал совершенно иное качество, т. к. освобождался от классовых противоречий и социального отчуждения.

Темы: Культура, Марксизм
Источник: Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Культурные конвенции
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Параметры и основные типы организационной культуры
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Особенности западной политической культуры
Пусько В.С. (ред.) - Политология. Учебное пособие - 2014
Культурная матрица и память
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Культура Древнего Египта
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Синергетическая концепция культурной истории
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Культура и социальная коммуникация
Соколов А.В., Введение и теорию социальной коммуникации
Феноменологический подход к культуре
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Оставить комментарий