Марксизм и культура

Марксизм как официальная идеология отводил культуре незавидное место между базисом (совокупность господствующих производственных отношений) и надстройкой (идеология и идеологические структуры) общества. Однако и в «Капитале» (1843-1883) К. Маркса, и в «Немецкой идеологии» (1845-1847) К. Маркса и Ф. Энгельса, и в других их трудах говорится не только о классовом характере культуры в антагонистическом обществе и об изменении типов культуры вместе со сменой общественно-экономических формаций (рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм). К. Маркс трактовал культуру как совершенно особый вид собственности — духовной, интеллектуальной, научной, художественной и т. п. Причем все они — понятия не абстрактные, а предметные, составляющие особую разновидность — культурный капитал. В. М. Межуев более чем убедительно доказывает, что историко материалистическая философия культуры К. Маркса и Ф. Энгельса, как и марксизм в целом, традиционно упрощаются и трактуются искаженно:

«На наше восприятие учения Маркса наложили отпечаток идеи, которые с большой натяжкой могут быть отнесены к чисто марксистским.»

В понимании культуры Маркс исходил из ее неприродности. Как у неприродного объекта у нее «нет ни грана вещества», и она не подлежит внешней фиксации и наблюдению, хотя природный материал широко привлекается для оформления искусственных творений человека — артефактов, как сказали мы бы сегодня.

Материализм Маркса отнюдь не переводит культуру в факультативный ряд. Культура при всей детерминированности его взглядов экономикой остается для автора «Капитала» приоритетной, ибо это

«культивирование всех свойств общественного человека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и потребностями, — производство человека как можно более целостного и универсального продукта общества.».

Мало того, коммунистическая модель человеческого общества, проект которой разрабатывал Маркс, какой бы утопической и идеалистической она сейчас ни представлялась, в его понимании ставила культуру на ведущее место, переводя на второстепенное экономику и политику. По Марксу, коммунистическая стадия формационного развития была не концом, а началом истории, и человек при этом приобретал совершенно иное качество, т. к. освобождался от классовых противоречий и социального отчуждения.

Ключевые слова: Культура, Марксизм
Источник: Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Представления о культуре в Античности
Монина Н.П., Культурология
Культура и конфликт
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина
Марксистская философия. Диалектическая теория общества
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философское измерение культурно-исторического процесса
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Формирование основ нравственной культуры личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Концепция «осевого времени» Карла Ясперса
Монина Н.П., Культурология
Кросс культурная психология
Мацумото Д., Психология и культура
Организационная культура
Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС,...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий