Маркетинговый подход к ценообразованию

Причины нового подхода к ценообразованию Очень долго ценообразование сводилось главным образом к калькуляции затрат и добавлению к ним расчетной нормы прибыли. При таком методе ценообразования спрос потребителей учитывался во вторую очередь. Если покупатели не покупали товар по установленной цене, компания снижала ее, чтобы выяснить, согласны ли потребители покупать товар по новой цене.

Однако сейчас ситуация в мире изменилась. В 70-х годах XX в. маркетинговые менеджеры начали рассматривать цены как важный элемент комплекса маркетинга. Значение цены возросло и в 90-е годы XX в. Этому послужили следующие причины:
• глубокий экономический спад в начале 80-х и 90-х годов XX в. Покупательная способность потребителей сократилась, и они стали более чувствительными к ценам и начали покупать безмарочные товары. Цена стала важнейшим орудием производителей, добивающихся преимуществ перед конкурентами;
• иностранная конкуренция. Поток более дешевых иностранных товаров, порой не самого высокого качества, вынуждал производителей снижать цены во многих отраслях;
• фрагментация многих рынков на сегменты, требующие различных уровней цен. Компании, которые предлагают одну марку на массовом рынке, проигрывают по сравнению с фирмами, предлагающими дорогие и дешевые товары различным сегментам;
• дерегулирование. До 1975 г. в странах с развитой рыночной экономикой цены регулировались в таких важных отраслях, как авиалинии, грузовые перевозки автотранспортом, железнодорожные перевозки, финансовые услуги и телекоммуникации. Дерегулирование в этих отраслях привело к острой ценовой конкуренции.

Разработка стратегии: виды стратегий ценообразования В зависимости от конкретной рыночной ситуации могут использоваться различные виды стратегий ценообразования: дифференцированное, конкурентное, ассортиментное, стимулирующее, психологическое и т.д..

1. Дифференцированное ценообразование осуществляется по различным признакам:
и пространственному — в зависимости от места нахождения покупателя;
• временному — в зависимости от времени суток, дней недели или времени года;
и персональному — в зависимости от контингента потребителей (молодежь, пожилые, больные, профессионалы и др.);
• • количественному—в зависимости от объема продаваемой партии товаров и др.

2. Конкурентное ценообразование направлено на сохранение ценового лидерства на рынке. Здесь также есть свои стратегии:
• «ценовая война» применяется в основном на монопольном рынке, однако на современном этапе считается нецелесообразным «убивать» конкурента низкими ценами, а все больше внимания уделяется высокому качеству и лучшему обслуживанию;
• «цена проникновения» — использование низких цен по сравнению с конкурентами, что отбивает охоту у них создавать аналогичные товары (политика низких цен в большей мере преследует цель получения долговременных прибылей);
• цена по методу «кривой освоения», когда предполагается более быстрый переход от высоких цен к более низким для привлечения широких слоев покупателей и противодействия конкурентам.

3. Ассортиментное ценообразование также имеет свой арсенал стратегий:
• «ценовые линии» — диапазон цен в рамках одного товарного ассортимента, где каждый из них отражает определенный уровень качества — от низкого до высокого (это касается как дорогих, так и дешевых товаров). В данном случае появляется возможность лучше приспособить предложение конкретного товара к нуждам и возможностям широкого круга потребителей. «Ценовые линии» создают преимущества не только для потребителей, но и для торговых посредников. Они позволяют точнее определить возможный объем продажи, лучше контролировать структуру товарных запасов;
• цена выше номинала — достаточно низкая цена на основной товар и широкий круг дополнительных товаров к нему (например, «раздетая» модель автомобиля и набор оборудования за дополнительную плату);
• цена с приманкой — это когда, например, детскую куклу продают по цене, доступной массовому потребителю, а широкий набор дополнительных вещей к ней — значительно дороже;
• цена на побочные продукты, которыми могут быть, например, отходы от переработки нефтепродуктов, и если они находят сбыт и затраты по их переработке окупаются, то появляется возможность снизить цену на основной товар (бензин), сделав его более конкурентоспособным.

4. Стимулирующее ценообразование основано на использовании различного рода скидок и зачетов:
• бонусных (для постоянных покупателей или посредников, если они за определенный период приобретают обусловленное количество товаров);
• за платеж наличными (для потребителей, которые оперативно оплачивают счета);
• за количество закупаемого товара;
• сезонных;
• функциональных (по разным торговым каналам за различного рода услуги —• продажа, хранение, ведение учета).
Особое положение занимают так называемые демпинговые цены, основанные на искусственно заниженных ценах продажи товаров даже ниже себестоимости. Применяются как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема собственных продаж. Демпинговые цены рассматриваются как средства недобросовестной конкуренции и запрещены законодательством ряда стран.
5. Психологическое ценообразование. Продавец должен учитывать не только экономические, но и психологические факторы цены. Примером являются неокругленные цены, когда у потребителя создается впечатление тщательного обоснования цены. Другой пример — «цены с девятками», т.е. такие, которые ниже круглых сумм. При этом потребитель воспринимает цену как низкую.

Еще один пример стратегии психологического ценообразования — «престижные цены». Многие потребители смотрят на цену как на показатель качества. Для некоторых товаров особенно эффективно установление цены с учетом престижности товара. В настоящее время потребитель отдает предпочтение товару, обладающему не столько качеством, сколько имиджем, поэтому при формировании ценовой стратегии предприятию необходимо иметь в виду, что цена определяет имидж товара.

Более высокая престижная цена соответствует имиджу качества, созданному рекламой. Особенность ценообразования для престижных товаров заключается в том, что чрезмерно низкая цена может сократить спрос, так как не вписывается в приемлемый для потребителя диапазон цен.

Стратегия престижной цены в первую очередь характерна для престижных предметов роскоши. Среди них: одежда от известных кутюрье, часы, автомобили, обувь популярных брэндов. Престижные цены применяются в бутиках — магазинах, нацеленных на покупателей одежды, для которых доступны высокие цены.

Источник: 
Под ред. Короткова А.В., Синяевой И.М. - Управление маркетингом - 2005