Логическая структура понятия

Логическую структуру понятия составляют его содержание и объем. Содержание понятия — это совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Например, содержание понятия “свободный рынок” составляет совокупность таких существенных признаков, как неограниченное число участников конкуренции, свободный доступ на рынок и выход из него; абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов; наличие у каждого участника конкуренции полного объема рыночной информации о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли и т. п.; абсолютная однородность одноименности товаров и др.

Объем понятия — это совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии. Так, в объем понятия “рынок” входят рынок товаров, рынок услуг, рынок информации, рынок капитала, рынок рабочей силы и др. Каждый из названных рынков подразделяется на виды; например, рынок товаров — на рынок средств производства и рынок средств потребления. Рынок средств производства, в свою очередь, делится на рынок топлива и минерального сырья; рынок сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров; рынок объектов промышленного строительства; рынок машин и оборудования; рынок научно-технических знаний и т. д.

Содержание и объем понятия тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема, и наоборот. Так, расширяя содержание понятия “рынок” по территориальному признаку, мы получаем новое понятие, например, “мировой рынок”, объем которого уменьшился, так как в него уже не включаются местный, национальный и другие разновидности рынка, которые входили в исходное понятие “рынок”. Данный закон указывает на зависимость содержания и объема в понятии: чем меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав, и наоборот. Действие данного закона не распространяется на понятия с нулевым объемом, о которых речь пойдет ниже.

Понятие, фиксируя существенное и отвлекаясь от несущественного в предметах и явлениях, может развиваться за счет обогащения своего содержания и объема. Так, формирование новых экономических связей в Российской Федерации, переход к товарно-денежным отношениям привели к необходимости формирования новых видов рынка в современной отечественной экономической системе: оффшорный и др. А это, соответственно, отразилось на развитии содержания и объема понятия “рынок”.

Так как понятие определенным образом связано со словом, то его объем и содержание связаны со значением и смыслом — важнейшими логическими характеристиками слова. Значение (денотат, референт) — это обозначаемый словом предмет или класс предметов, их свойства и другие характеристики. Смысл (сигнификат) показывает, какая информация о предмете содержится в слове. Можно считать, что значением слова или словосочетания как языкового выражения особого типа является объем соответствующего понятия, а их смыслом — содержание этого понятия. Для наглядности это соотношение представим в виде схемы, называемой семантическим треугольником:


Поэтому каждое понятие имеет свое значение и выражает свой смысл. При этом значение и смысл (объем и содержание) в понятиях могут соотноситься по-разному. Так, некоторые понятия имеют одно и то же значение, но выражают различный смысл. Например, понятия “великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837)”, “автор романа в стихах “Евгений Онегин”, “автор стихотворения “Я помню чудное мгновенье”, “поэт, смертельно раненный на дуэли с Ж. Дантесом”, “автор исторического труда “История Пугачева” имеют одно значение — они обозначают одного и того же человека, но различный смысл, так как выражают о нем неодинаковую информацию.

Другие понятия могут иметь только смысл, но не иметь значения, если они не обозначают ни одного реально существующего предмета. К таким понятиям, например, относятся: “кентавр”, “русалка”, “круглый квадрат” и др. Различают также другие виды понятий.

Следовательно, элементы логической структуры понятия непосредственно связаны с элементами логической характеристики слова и самого предмета, о котором составлено данное понятие. Это необходимо учитывать при использовании различных видов понятий в реальном мыслительном процессе.

Ключевые слова: Понятие
Источник: Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Материалы по теме
Правила определения понятий
Логика: Шпаргалка.: РИОР; Москва; 2010
Общая характеристика понятий
Горбатов В.В. Логика / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов...
Абстрактное мышление: понятие, суждение и умозаключение
Шадрин Д.А., Логика
Виды понятий по признакам и объему
Горбатов В.В. Логика / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов...
Виды понятий в логике
Шадрин Д.А., Логика
Понятие
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Содержание и объем понятий
Шадрин Д.А., Логика
Виды понятий
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий