Проблема. Теория идентификации в целом, и в особенности современные представления об идентификации с агрессором, могут иметь широкие применения в области психологии лидерства. Лидер, особенно авторитарный, является агрессором для подчиненного. Поэтому в их взаимоотношениях всегда должны наблюдаться идентификационные процессы, особенно в тех случаях, когда подчиненный (как жертва) не может уйти, покинуть неприятную для себя ситуацию. Данная проблема уже интересовала исследователей, в первую очередь, конечно, психоаналитиков. Так, И. Сарноф, отмечая важность этой проблемы, считал, что относительно взаимоотношений лидер - подчиненный, если к ним подойти с точки зрения теории идентификации с агрессором, следует выяснить следующие переменные:
- интенсивность направленной на жертву агрессии;
- уровень зависимости жертвы от агрессора;
- возможности жертвы уйти из ситуации, прервать взаимодействие с агрессором.
Идентификация с лидером как механизм психологической самозащиты
А. Подсознательность процесса. - Идентификация с лидером или руководителем, которого человек боится, и перед которым чувствуем себя слабым и беспомощным, также имеет защитный характер. Подчиненный может подражать манерам, речи и поведению босса и вести себя так, как будто сам тоже является носителем его власти.
Подобная идентификация выражается в поведении подсознательно. Например, автор этих строк когда-то работал в одном научно-исследовательском институте, в котором директор и его заместитель, глубоко испорченные люди и агенты советского КГБ, для преследования неугодных им людей использовали нескольких своих холуев, «научных» сотрудников и людей из числа обслуживающего персонала. Особенно вызывающе вел себя щупленький и агрессивный П. Н., полное ничтожество: ему тайно была делегирована такая хулиганская власть; перед начальством же он вел себя как настоящий раб. В его идентификации был, конечно, элемент отождествления с агрессором, поскольку как огня он боялся директора. Это был типичный случай авторитарного подчинения. Идентификацию в агрессором, о которой пойдет речь ниже, можно считать крайним случаем идентификации с лидером. Убедительный пример - идентификация заключенного с самыми строгими охранниками и с начальством.
В связи с идентификацией подчиненных с теми лидерами, которые вызывают у них страх, возникает много вопросов, которые требуют исследования. Например: исчезает ли страх у подчиненного после того, как он пережил идентификацию с руководителем, или эта эмоция только временно подавляется? К каким другим психологическим последствиям в структуре и динамике психики субъекта приводит его идентификация с лидером-агрессором?
Можно предположить, что, как и все остальные защитные механизмы, идентификация с лидером также в основном протекает на подсознательном уровне: сам процесс заимствования идей и убеждений, интроекции психических черт лидера и т. п. протекают подсознательно, даже результаты этих процессов не полностью осознаются. Субъект идентификации обычно не знает, что заимствовал все эти черты и психические содержания, установки и поведенческие шаблоны руководителя, тем самым доведя до минимума те чувства тревоги и угрозы, которые он переживал перед руководителем.
Б. Сознательное соперничество. - Однако встречаются случаи сознательного соперничества с агрессором. Таковы, например, случаи почитания героев. В таких случаях субъект идентификации сознательно стремится быть таким, как герой, которым восхищается и которого обоготворяет.
Исследование подобных процессов идентификации особенно интересно для теории харизматического лидерства, а также для понимания психологических основ и механизмов возникновения культа личности.
Идентификация с агрессивным лидером является механизмом его власти над субъектами идентификации, и это обстоятельство уже понято психологами. Отметим, что идентификация является также одним из механизмов конформизма подчиненного по отношению к руководителю.
Агрессивный и властвующий лакей (раб)
Одной из основных функций идентификации является психологическая и даже физическая защита от опасного объекта. Подобная идентификация осуществляется с участием интроекции, но, по-видимому, не сводится к ней. Например, ребенок, который боится взрослого и фрустрирован с его стороны, интроецирует некоторые аспекты его личности и поведения, приписывает их себе, и путем такой самоатрибуции до некоторой степени преодолевает свой первоначальный страх.
Более того, атрибутируя себе качества объекта, теперь уже он сам превращается в угрожающий объект для других людей. Это один из аспектов идентификации с агрессором.
Таким путем лакей какого-либо грозного господина становится грозой для других людей. Солдаты, находящиеся под командованием известного полководца, идентифицируются с ним и выступают в роли носителей его власти. Так происходит как бы самоделегирование власти руководителя самим подчиненным. Более того, возникает еще один и не менее интересный феномен, которому можно дать название умножение власти: переходя от одного человека к другому, власть индуцирует саму себя и появляется много людей-носителей власти. Это в целом