Лечение детей с дистонией

Достичь эффективности в лечении больных можно лишь при своевременной, адекватной, комплексной, длительной терапии, учитывающей формы и этапы заболевания. Лечебное вмешательство предполагает не только общее воздействие на организм и личность, но и на преобладающие болезненные проявления: гипертензию, гипотензию, аритмии, кардиалгии и т. д. При относительно не тяжелых проявлениях заболевания, имея в виду особенную чувствительность детей, можно рекомендовать немедикаментозные средства в комплексе с психотерапией и организационными мерами.

Немедикаментозные методы лечения предусматривают:
1. Включение в режим дня чередования умственной и физической нагрузок, прогулок (2-3 час), достаточного по продолжительности ночного сна (8—10 час), короткого дневного отдыха (15-20 мин.) и ограничение просмотра телепередач (1—1,5 час).
2. Занятия физкультурой, лечебной гимнастикой.
3. Соблюдение диеты. Ограничение соли, жирного мяса, мучных изделий, сладостей, увеличение солей калия и магния, потребление полиненасыщенных жирных кислот.
4. Лечебный массаж областей позвоночника, шейно-воротниковой зоны, сегментарный массаж, при гипотензии — нижних конечностей и живота.
5. Рефлексотерапия.
6. Физиотерапия. Процедуры назначаются в зависимости от типа ВСД (преобладания симпатикотонии, ваготонии или смешанного типа). Это могут быть гальванизация, диатермия синокаротидной зоны, электрофорез по Вермелю, по Щербаку, общее ультрафиолетовое облучение. Показаны также электросон, общие хвойные, радоновые, скипидарные, углекислые и сульфамидные ванны, душ Шарко, веерный и циркулярный душ.

Психотерапию, как правило, проводят в сочетании с медикаментозным и другим лечением. Рекомендуется в начале лечения создание лечебно-охранительного режима и использование таких приемов, как предохранение, успокоение, отвлечение и переключение. У психически хорошо развитых детей возможно применение рациональной психотерапии. Можно применять условно- рефлекторную и игровую психотерапию. Накоплен большой опыт по использованию суггестивных методов. Большую эффективность от лечения следует ожидать при сочетании последнего с проведением семейной терапии.

Медикаментозная терапия проводится в сочетании с другими видами лечения и, в первую очередь, с психотерапией. Лекарственная терапия складывается из седативных средств (препараты валерианы, боярышника, пустырника, шалфея, багульника, зверобоя), транквилизаторов, нейролептиков, антидепрессантов, психостимуляторов (настойка лимонника, женьшеня, заманихи, аралии, экстракт элеутерококка, экстракт родиолы, сиднокарб, малые дозы френолона, седуксена), адаптогенов, церебропротекторов (ноотро- пил, пиридитол, пантогам), препаратов, улучшающих микроциркуляцию (трентал, кавинтон, стугерон), витаминов В1, В6, Е и препаратов калия, фосфора, других лекарственных средств.

Еще более важно всем воспитывающим детей понять возлагаемую на них жизнью ответственность за сохранение душевного и телесного здоровья подрастающего поколения и предупреждения столь распространенных болезней цивилизации. С этой целью все работающие с детьми и подростками должны разрабатывать и осуществлять широкий комплекс мер по укреплению защитных сил развивающегося организма и формирующейся личности. Это — раннее выявление нервно-психических отклонений, курирование педиатром детей совместно с детским неврологом и психиатром, проведение широкого комплекса психогигиенических мероприятий, продуманная подготовка к посещению детских учреждений (детского сада, школы), обучение детей основным анатомо-физиологическим и психологическим знаниям о самом себе.

Источник: 
Исаев Д.Н. - Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей