Культурологические взгляды И. Г. Гердера

Лавры первопроходца в науке о культуре принадлежат немецкому ученому, участнику и теоретику литературнообщественного движения «Sturm and Drang» («Буря и натиск»), создателю славистики — науки о славянских языках Иоганну Готфриду Гердеру (1744-1803). Как мыслитель он формировался под воздействием идей И. Канта, но, по сути, был типичным представителем философии европейского Просвещения.

Основополагающие мысли, давшие толчок развитию науки о культуре, были изложены И. Г. Гердером в четырехтомном труде «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791). Будучи убежденным, что человек вышел из Азии, свой обстоятельный обзор истории, цивилизации и культуры он начал с Китая, последовательно переходя к другим странам Востока, а затем и Запада времен распространения христианства и европейского Средневековья.

Высшую миссию культуры он видит в распространении гуманности. Гуманистическое начало и есть, по Гердеру, то общее, что независимо от времени сближает культуры разных народов и к чему как к важной цели и желанному идеалу необходимо стремиться. В познании других культур он видел надежный способ постижения собственной культуры.

Культуру Гердер понимал как надприродную надстройку и в первую очередь относил к ней язык, науку, ремесло, искусство, семейные отношения, религию и государство с его институтами. Все это в совокупности и составляет культуру и сплачивает, консолидирует общество. Он специально подчеркивал, что культура — это то, что объединяет. Вместе с тем, подобно Демокриту, Гердер полагал, что  «человек большинству своих искусств научился у животных и у природы». Однако, утратив безошибочные инстинкты, люди оказались гораздо беспомощнее и менее приспособлены к жизни, чем другие живые существа на планете. Культура, по Гердеру, комплекс передаваемых от поколения к поколению традиций, а также усвоение и применение переданного. Живя среди людей, человек уже не может отрешиться от культуры. Она формирует или, напротив, уродует его, влияет на его внутреннее (духовно-интеллектуальное) и внешнее (физическая подготовка и т. п.) состояние. Какова культура, насколько податлив человеческий материал, от этого зависит, каким станет человек, какой облик примет.

Актуальность и ценность философии культуры Гердера заключаются в том, что, признавая в истории существование народов-созидателей, плодами которых пользуется все человечество, он в то же время подчеркивал равноценность культур разных народов:

«Различия между народами просвещенными и непросвещенными, культурными и некультурными — не качественные, а только количественные. На общей картине народов мы видим бессчетные оттенки, цвета меняются с местом и временем, — итак, здесь все дело в том, с какой точки зрения смотреть на изображенные на картине фигуры. Если мы примем за основу понятие европейской культуры, то, конечно, найдем ее только в Европе».

Ключевые слова: Культура
Источник: Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Русская культура 18 века
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского
Монина Н.П., Культурология
Антикультура
Балашов, Л. Е. - Практическая философия (М., 2007)
Политическая культура: содержание и типология
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности педагога
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для...
Индо-буддийский тип культуры
Монина Н.П., Культурология
Культура и социальное поведение
Белинская Е.П., Социальная психология личности
Культура CССР в 1920 – 1930 года
А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий