Культурная матрица и память

По определению философов В. С. Степина и В. Ф. Кузнецовой, данному в работе «Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации» (1994), система ценностей и мировоззренческих ориентиров составляет своего рода «культурную матрицу», нечто вроде генома культуры, который обеспечивает воспроизводство и развитие социальной жизни на определенных основаниях.

Белорусский культуролог И. М. Шумская рассматривает культурную матрицу как инструмент исследования механизмов, влияющих на трансформацию историкокультурной памяти каждого конкретного социума. Она увязывает феномен культурной матрицы не только с концептом «культурная память», но и содержанием культурных идентичностей, рассматривая их в едином контексте изучения социальных отношений и прогнозирования культурных установок.

Шумская предлагает упрощенный вариант понятия «культурная матрица», подводя под него такие составляющие, как полярность и осевая структура, задающая направление индивидуальному и групповому поведению людей в рамках того или иного культурного пространства на различных уровнях его интерпретации (локальном, региональном, национальном, глобальном). Разработанная И. М. Шумской структура культурной матрицы состоит из шести основных и двенадцати дополнительных компонентов, связываемых воедино посредством категории «тропос» (от греч. тропой — путь, способ, модус). Визуальная модель этой структуры графически представлена автором в виде изображения «снежинки» с рельефно пририсованными ключевыми элементами: табуирование (совокупность запретов и ограничений, находящих отображение в публичной сфере и медиа-пространстве); семантика (система базисных знаков, наделенных особым смысловым значением и используемых в групповой коммуникации); ритуалистика (порядок осуществления почитательных практик, связанных со сферами бытия и небытия); ономастика (механизм формирования наименований различных типов — от имён собственных до названий улиц и районов); ортодоксия (доминирующие постулаты в сфере ценностных и духовных ориентаций большинства населения); паттериналистка (набор идейных и языковых шаблонов-установок, наиболее часто используемых в обществе на данном этапе его развития).

Культурная память

Культурная память — сборное название воспроизводимых из поколения в поколение результатов познавательной деятельности и жизненной практики людей. Под культурной памятью в научной литературе понимают форму трансляции и актуализации культурных смыслов, т. е. выработанной в процессе исторического опыта информации, с помощью которой конкретное сообщество создает свой способ бытия, образ жизни, понимание окружающего мира и определяет свое место и назначение в нем.

Термин «культурная память» фигурирует в работах (например, в «Этюдах по истории поведения») 1920-1930-х гг. советских психологов Л. С. Выготского и А. Р. Лурия, выдвинувших социальную концепцию памяти. Они исследовали функции памяти, прослеживая взаимоотношение естественных, заложенных от природы, и культурных, приобретенных в процессе социального опыта, форм деятельности психики и пришли к выводу, что в процессе развития природная память человека преобразуется и приобретает качественно новую сущность, привнесенную культурой. В начале 1990-х гг. немецкий египтолог Ян Ассман оперирует понятием «культурная память», подразумевая под ней непрерывный процесс, в котором всякая культура, всякое общество или общественная группа формирует и стабилизирует свою идентичность посредством реконструкции собственного прошлого33.

Ключевые слова: Культура
Источник: Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Русская культура 18 века
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского
Монина Н.П., Культурология
Антикультура
Балашов, Л. Е. - Практическая философия (М., 2007)
Политическая культура: содержание и типология
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности педагога
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для...
Индо-буддийский тип культуры
Монина Н.П., Культурология
Культура и социальное поведение
Белинская Е.П., Социальная психология личности
Культура CССР в 1920 – 1930 года
А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий