Культурная идентичность

В словаре терминов в учебнике «Культурология» под редакцией Ю. Н. Солонина и М. С. Кагана (2007) идентичность — это «психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством индивидуальной самотождественности и целостности». Поэт-переводчик, эссеист Виктор Постников дает свою версию: «Культурная идентичность — ассоциация с группой или чувство принадлежности к группе. Часть Я-концепции и восприятия своей личности, связанная с национальностью, этносом, религией, социальным классом, поколением, местом проживания или какой-либо социальной группой с отличительной культурой. В этом отношении, культурная идентичность одновременно характеризует индивидуума и культурноидентичную группу, члены которой разделяют одну и ту же культурную идентичность. Культурная идентичность близка или перекрывает политическую идентичность (identity politics)». Лингвист Ю. В. Болдырев считает, что культурная идентичность «предполагает наличие у человека совокупности определенных устойчивых взглядов, благодаря которым те или иные явления или люди вызывают у него чувство симпатии или антипатии, в зависимости от чего мы выбираем соответствующий тип, манеру и форму общения с ними».

В научной литературе не существует строгого разграничения понятий культурной, этнической и национальной идентичностей, что привело в современном обществознании к тенденции интегрировать их толкование, сведя в одно общее, как попыталась это сделать в статье «Идентичность: культурная, этническая, национальная» социолог Л. В. Русских. Культурная идентичностью она называет причастность человека к определенной культуре, основанную на осознанном следовании основополагающим культурным характеристикам, принятым в данном обществе, его культурным традициям и на самоотождествлении именно с этим обществом.

Ведущие позиции в исследовании культурной идентичности занимает сегодня философ И. В. Малыгина, автор докторской диссертации «Этнокультурная идентичность: Онтология, морфология, динамика» (2005) и целого комплекса публикаций по этой проблематике. Как отмечено ею, «понятие «идентичность», широко вошедшее в последние годы в научный и публицистический оборот, зачастую воспринимается как самоочевидное и интуитивно ясное. Этимологически восходящие к позднелатинским identifico (отождествляю), identicus (тождественный, одинаковый, тождество, совпадение двух предметов или понятий), термины «идентификация», «идентичность» в современной научной и обыденной лексике значительно потеснили традиционные понятия «самосознание» и «самоопределение», при этом нередко выступая как их смысловые эквиваленты». Автор связывает подобную «терминологическую экспансию» с большим (по отношению к «самосознанию») эвристическим ресурсом термина «идентичность», включающего также нерефлексивные, ускользающие от контроля самосознания явления и процессы. Согласно И. В. Малыгиной, «современная национальная идентичность представляет собой напластование основных исторических форм этнокультурной идентичности и носит прецедентный характер»28.

В силу межпредметности и использования в различных науках социально-гуманитарного спектра исследование понятия «идентичность» «чрезвычайно осложнено тем, что данный феномен ускользает от традиционных способов научного анализа».

«Несмотря на значительную разработанность феномена идентичности в рамках философии, общей и социальной психологии, социологии, антропологии и других научных дисциплин понимание его сущности по-прежнему лишено однозначности».

    Малыгина И. В. В лабиринтах самоопределения: опыт рефлексии на тему этнокультурной идентичности. М.: МГУКИ, 2005. — 282 с.

Можно увидеть интерпретации данного феномена в таких науках, как философия, история, этнология, психология, социология, культурная и социальная антропология, культурология. Проблема изучения «идентичности» стала особенно актуальна с эпохи модерна, когда произошел взрыв интереса к данному феномену ввиду стремительно меняющегося мира.

Культурная идентичность складывается в ходе далеко не всегда поступательного, сопряженного со скачками, поворотами, переменами, исторического развития, и подпитывается мегаидеей, которая ведет и консолидирует нацию, определяет как суть народа, так и его видение мира*.

Связь времен, преемственность, культурная самоидентичность, или, иначе говоря, отождествление последующего этоса с традициями предыдущего, прослеживается в каждой эпохе.

Ключевые слова: Культура
Источник: Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Диффузионизм в культурологии
Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Массовая культура: история, понятие, формы
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Реализм 19 века
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Культурология: ее предмет, объект и структура
Монина Н.П., Культурология
Основные парадигмы философского анализа культуры
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Коммуникативная культура
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Понятие культуры Й. Хейзинги (1872-1945)
Монина Н.П., Культурология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий