Культурная аккумуляция

Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.

Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия. Мы уже встречались с этим понятием в первых главах и выяснили, что оно описывает ту часть материальной и духовной культуры, которая создается прошлыми поколениями и передается следующим как нечто ценное и почитаемое.

Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурных учреждений, призванных аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать его следующим поколениям. В частности, к ним относятся музеи и библиотеки.

Музеи

Музеи (от греч. museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Первые музеи как «храмы муз» появились в античной Греции, где считались местом созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, состязались в своем мастерстве, здесь хранились произведения искусства и культовые предметы, т. е. было представлено в зачаточном состоянии первое, социокультурное значение музея — научно-просветительское.

Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род, накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения.

В Афинах в Ликее, основанном Аристотелем в 335 году до н. э., была собрана коллекция естественнонаучных памятников, которая использовалась в образовательных целях. По существу, это был первый социальный институт, который выполнял функции современных музеев (информационные, демонстрационные, просветительские) и при этом оказывал эстетико-эмоциональное воздействие. Наиболее значительными хранилищами картин эллинистической эпохи являлись пинакотека, созданная на Акрополе в Афинах, Александрийский музей (основан около 290 г. до н. э.) и Пергамская библиотека (III в. до н. э.) — крупнейшее в античности хранилище книг и художественных ценностей.

Для эпохи Ренессанса характерен повышенный интерес к наследию прошлого, особенно во Флоренции XIV—XV веков. Многие состоятельные торговые флорентийские купцы и аристократы увлекались составлением коллекций монет, печатей, гемм, камей, медалей, гобеленов, икон, скульптур, живописи, редких книг, предметов вооружения. Первое место среди флорентийских коллекционеров по широте интересов принадлежало роду Медичи. К XV—XVI векам относится время создания одного из старейших в Европе музеев — галереи Уффици во Флоренции. Так, на рубеже XIV—XV в. был сделан шаг от бессистемного собирательства к появлению собраний, имеющих культурную и научную направленность. Стали образовываться кунсткамеры, кабинеты редкостей, мюнц-кабинеты, галереи, пинакотеки. В XVI веке возникли первые публичные музеи в Венеции, Англии, Франции и Швейцарии.
.
В России первые музеи появились несколько позже, чем в Западной Европе. Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина И. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.

Сегодня специалисты различают три типа музеев (научно-просветительские, исследовательские, учебные) и множество профилей: исторические, художественные, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др.

Благодаря бережному подходу к отбору, хранению и экспонированию предметов, музеи и галереи создают эталонные культурные среды. В этом заключается их важнейшая культурная функция. Действительно, в музеях хранятся наиболее ценные произведения, а не то, что случайно принесли посетители. Не менее важна просветительская функция музеев.

Библиотеки

Библиотека (от греч. biblion— книга и ...тека) — учреждение, организующее сбор, хранение, общественное пользование произведениями печати. Памятники письменности начали собираться, каталогизироваться и храниться в глубокой древности (в Ассирии, Древнем Египте, Греции и Риме). Первые библиотеки появились во 2 тысячелетии до н. э. Первая публичная библиотека функционировала уже в V вете до н. э. (при Писистрате в Афинах). Широкое распространение библиотеки получили в монастырях раннего средневековья, а новое качество получили в XV веке после изобретения книгопечатания. В XIX веке публичные библиотеки становятся массовым явлением. В России монастырские библиотеки появились в X—XII веках, а первые светские — в XVIII веке при Академии наук и Московском университете.

Библиотеки подразделяются на массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). К массовым относятся школьные, районные, городские, республиканские библиотеки. Они могут далее классифицироваться на общедоступные, юношеские, детские. Для массовых библиотек главное — доступность фондов для читателя.

В специализированные библиотеки доступ ограничен. Некоторые специализированные библиотеки несут так называемую мемориальную функцию — хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинные или уникальные документы. Для таких библиотек основным являются книжные фонды как таковые, а затем уже использование их читателями.

Наиболее крупные библиотеки работают одновременно в массовом и специализированном режимах. Знаменитая библиотека им. В. И. Ленина хранит обязательные экземпляры, ведет широкую научно-исследовательскую деятельность, допускает в свои фонды специализированные категории читателей (научный зал для кандидатов и докторов наук) и массовый контингент.

Термин «библиотека» применим не только к учреждениям, но и к личным (домашним) собраниям произведений печати. В нашей стране домашние библиотеки стали массовым явлением в 70—80-е годы, когда большинство населения получило среднее, а значительная часть и высшее образование. Сформировалась широкая прослойка читающей публики, иметь личную библиотеку стало модным. Она служила показателем определенного уровня культуры.

Ключевые слова: Культура
Источник: Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста
Материалы по теме
Психоаналитическая интерпретация родства, семьи и культуры
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Психоаналитические концепции культуры Юнга
Монина Н.П., Культурология
Влияние культуры на сферу потребления
И.А. Арташина.. Поведение потребителей
Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
История понятия культура
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Культура Европы XIX-XX вв.
Монина Н.П., Культурология
Социология культуры как отрасль социологического знания
Ритерман Т.П., Социология
Оставить комментарий