Культура и глобализация

Одна из основных и серьезных проблем современного мира — глобализация — ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием новейших коммуникаций.

Как процесс перерастания в явление мирового масштаба глобализация не миновала и культуру. Порой высказываются даже мнения, что в результате глобализации многоцветье культур будет утрачено, ибо произойдет их трансформация в некую единую суперструктуру.

Безусловно, возросшие в последнее время возможности общения, познания, современные коммуникации сокращают расстояния, легко преодолевают границы и больше того — видоизменяют и по-новому организуют даже такие вечные категории, как пространство и время. Все это способствует активному и динамичному сближению народов, росту заимствований и взаимовлияний.

Однако опасность для культуры, которая исходит от глобализации, связывают не с этим, а с распространением по всему миру одинаковых культурных образцов, которые якобы неотвратимо складываются в единую культурную матрицу, что в конечном итоге обернется конвергенцией — схождением, сближением, а потом и слиянием культур. По поводу глобализации в культуре высказываются как оптимистические, так и диаметрально противоположные прогнозы. «Глобалисты» считают, что уже сейчас широко развернувшаяся в мире универсализация всего и вся приводит не к однообразию, а к возникновению новых форм культуры, интересных комбинаций и сочетаний, которые не только не нарушают или тем более разрушают культурное многообразие, но, напротив, приумножают его, придают каждой отдельной культуре дополнительные черты и оттенки, раздвигают рамки образа жизни, обновляя и освежая его новыми элементами. «Антиглобалисты» в лице сторонников культурного обособления, или партикуляризма, придерживаются мнения, что глобализация несет катастрофические последствия для этнических культур, так как ведет сначала к их обезличке, а потом и к полному уничтожению или гибели в поединке неравных сил. С точки зрения противников глобализации, никакой культурный плюрализм (концепция мирного на базе разумного компромисса сосуществования и проявления различных культур) не воспрепятствует поглощению более сильными культурами более слабых. Здесь сыграют свою роковую роль и культурная экспансия, направляемая интересами бизнеса, и культурная диффузия — стихийное, никем не контролируемое заимствование и распространение по всему миру одних и тех же усредненных до уровня некоего стандарта или клише культурных образцов.

Правоту той или другой стороны покажет время. Пока же ясно одно: теоретически (в идеале) глобализация в культуре — это союз, сотрудничество, согласие, а не конфликт, противостояние, конфронтация. Другое дело, что на практике может получиться иначе, и даже с точностью до наоборот.

Бесспорно, что под воздействием глобализации происходят упрощение и обеднение внутреннего мира человека, расчеловечивание огромных масс людей, девальвация духовнонравственных качеств личности, потеря индивидуальных ориентиров, вытесненных навязанными стандартами. Некогда агностики утверждали, что мир онтологически непознаваем. Сегодняшние сторонники сциентизма (фр. scientisme, от лат. scientia — наука, знание) преподносят научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром. «Техническое развитие, обещающее дать человеку всесилие и всемогущество, — пишет философ В. И. Самохвалова, — завораживает массового человека кажущимися своими возможностями; однако в действительности складывается ситуация, кратко обрисованная поэтом А. Вознесенским:

Раб стандарта, царь природы,
ты свободен без свободы,
ты летишь в автомашине,
но машина — без руля...

В урбанистике — науке, посвященной взаимодействию жителей городов между собой и с различными городскими системами (транспорт, пешеходная инфраструктура, экология, здравоохранение и др.), как родовое понятие утвердился термин агломерация. Под этим понятием подразумевается сам город и все прилегающие к нему населенные пункты, т. е. сложная многокомпонентная система с разветвленными связями. Культура постиндустриального общества представляет собой что-то подобное. Она, по сути, тоже является агломерацией, во многом срастающихся и объединенных в динамичное пространство, отчасти (местами) еще разрозненных образований, концентрирующихся вокруг доминирующего центра — массовой культуры.

Ключевые слова: Глобализация, Культура
Источник: Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. — 616 с.
Материалы по теме
Концепции глобальной культуры и проект культурсоциологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Психоаналитическая интерпретация родства, семьи и культуры
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Психоаналитические концепции культуры Юнга
Монина Н.П., Культурология
Влияние культуры на сферу потребления
И.А. Арташина.. Поведение потребителей
Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
СМИ и особенности культуры современного общества
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Культура Европы XIX-XX вв.
Монина Н.П., Культурология
Оставить комментарий